Агрессор есть, войны – нет. Литва в состоянии предъявить России только фантазии

Sputnik

Игорь Черников

2020 год в повестку дня вновь поставил вопрос, на который годы предыдущие ответа не дали: "Угрожает ли сейчас Россия Литве?". Конкретного ответа у литовских политиков и военных нет.

Пропагандисты из департамента коммуникаций (контрпропаганда) Министерства обороны Литвы – в частности Аста Галдикайте – еженедельно с телеэкранов вещают о российской военной угрозе. Правда, без фактов и аргументов. Мейнстрим местной прессы – панические настроения.

Если полистать страницы, то каждый день появлялся какой-нибудь антироссийский сенсационный "ужастик": "Есть большое внимание российских спецслужб к странам Балтии", "Литовских студентов вербует ФСБ РФ", "Российская армия готова начать войну по первому приказу" и подобные. Параллельно с публикациями, направленными на расчеловечивание российской армии, потоком шли статьи о нерушимости НАТО и о США, готовых исполнить союзнический долг по отношению к Литве: "У Пентагона есть план, позволяющий преодолеть систему противовоздушной обороны в Калининграде", "России не удастся разрушить единство НАТО", "Кремль получит сокрушительный военный удар" и так далее.

Работает система промывания мозгов уже несколько лет почти вхолостую. Жители в массе своей не верят, что "Россия вот-вот нападет". Минувшей осенью налогоплательщики впервые потребовали кардинально сократить непомерные военные расходы. Правительство решило отобрать у военных 11 млн евро в пользу других сфер госсектора. В Минобороны тут же заявили, что "нехватка денег существенно ослабит темп военных закупок". Командующий армией назвал решение кабмина "катастрофическим".

Чтобы укрепить пошатнувшуюся в народе веру в агрессивность Москвы, пропагандисты в погонах и без подтягивают к линии фронта тяжелую артиллерию. Например, в лице боссов Министерства иностранных дел. МИД в своих заявлениях перещеголял все остальные государственные инстанции, включая Минобороны.

Особенно после того, как в июле 2016 года тогдашний кандидат в президенты США республиканец Дональд Трамп заявил: он вмешается в конфликт с участием стран Балтии и России только после того, как убедится, что Литва, Латвия и Эстония выполнили свои обязательства перед НАТО. Скандальное выступление Трампа породило нервозность, которая поселилась в чиновничьих головах внешнеполитического ведомства. Четыре года они не могут простить президенту США сказанного, всеми силами пытаясь доказать, что достойны военного покровительства в обмен на беспрерывные атаки соседей на востоке.

"У глупости обычно не бывает границ, но [в военную агрессию России] я не очень верю. Если смотреть на ассиметричные угрозы или гибридные, они имеются. Энергетическое давление, кибератаки – 50-70 тысяч за год. Или, скажем, стратегическая коммуникация по-научному. Промывание мозгов, если проще говорить, пропаганда", – делился с журналистами постоянными угрозами из России глава МИД Линас Линкявичюс.

2 сентября 2019 он позволил себе жесткое, но безосновательное:

"Россия несет полную ответственность за выход Вашингтона из ДРСМД. Вместе с союзниками по НАТО скорбим о том, что Кремль не готов полностью и гарантированно соблюдать ранее достигнутые договоренности".

Подобные выпады, разумеется, подогревают градус недоверия. От главы литовского МИД не отстает военный министр. "На литовско-российской границе запахло порохом", – любое выступление Раймундаса Кароблиса в итоге сводится к этому главному для министра заключению.

"Российская угроза остается. Это подтверждают военные действия на территории Украины. Россия планирует проводить масштабные военные учения, поэтому мы предпринимаем все возможные меры предосторожности, чтобы обеспечить сдерживание и готовность реагировать на любую потенциальную угрозу", – дирижирует оркестром военных пропагандистов Кароблис.

Бывший сотрудник департамента государственной безопасности, ныне эксперт в области обороны Каститис Бразюлис вторит: "Самая большая угроза для Литвы – Кремль".

На вершине пропагандисткой пирамиды стоит президент Гитанас Науседа. Его любят похвалить за то, что старается проводить иную, чем Даля Грибаускайте, политику. Но различия, на наш взгляд, видны только подхалимам. Судите сами.

Грибаускайте в январе 2019 года говорила о необходимости укреплять НАТО, участвовать в проектах, направленных на повышение эффективности коллективной обороны. "Главная угроза для Литвы – это агрессивная политика Москвы", – подчеркнула "Янтарная леди".

Науседа тоже считает Россию "агрессором" и обвиняет в "аннексии Крыма" и "нападении на Украину":

"Моя политика в отношении России вряд ли изменится в сравнении с политикой Дали Грибаускайте. Вряд ли возможно поддерживать теплые отношения со страной, которая, к сожалению, сейчас является агрессором по отношению к Украине. Но жители России не должны считать Литву врагом".

На финише минувшего года Науседа уточнил свои взгляды: "Россия не только модернизирует армию, но и не отказывается от агрессивной риторики. У Литвы нет иного выбора, кроме как серьезно смотреть на вопросы своей безопасности".

Ни дня официальный Вильнюс спокойно и уверенно себя не чувствует. Литовские военные взволнованы докладами RAND о ничтожных возможностях США оперативно применить свои военно-воздушные силы в случае прибалтийского кризиса. В 2018 году экспертами этой организации отмечалось, что европейские страны испытывают серьезные проблемы с боеготовностью. У Греции и Турции большие армии, но они не подготовлены к развертыванию за пределами своего региона. Менее крупные вооруженные силы, в частности бельгийские и румынские, сократили свои сухопутные соединения и части. Хорошо обученные и оснащенные силы Франции чрезмерно перегружены в Африке. У Германии на бумаге есть тяжелые танковые и артиллерийские силы, которые можно бросить в бой, но правительственные надзорные службы заявляют, что армии недостает необходимого оборудования.

От кого ждать помощи? Раздражает Литву и недостаточность сил НАТО на восточной границе. Россия держит здесь около 760 танков, тогда как страны НАТО вместе – около 130 танков, причем 90 из них – американские М-1, находящиеся во временной ротации.

Страны Балтии, в том числе Литва, не только говорят о необходимости развертывания сил НАТО вдоль своих восточных границ, но и давно и весьма активно этим занимаются. С 2017 года на ротационной основе здесь размещены так называемые многонациональные батальонные тактические группы. В настоящее время в их состав входят только сухопутные подразделения, но активно обсуждается вопрос об усилении их морским и воздушным компонентами. Руководство Литвы пытается также убедить западных партнеров в необходимости размещения союзнических войск НАТО в регионе на постоянной основе.

Вооруженные силы Литвы совместно с американскими инженерами завершили модернизацию авиаполигона в Казлу-Руде. Объект, на котором летчики НАТО учатся бомбометанию, находится в 60 километрах от границы с Россией. Литовские власти активно продвигают среди союзников тезис о необходимости скорейшего развертывания в странах Балтии региональной системы противовоздушной обороны, как это уже сделано в Румынии, и планируется осуществить в Польше. Однако хорошо известно, что данные системы могут использоваться не только как оборонительные.

Приведенные факты никак не свидетельствуют об укреплении миролюбивого начала в политике Вильнюса. В сложившихся условиях Россия вынуждена принимать ответные адекватные меры. В их числе развертывание новых частей и подразделений национальных Вооруженных сил в западной части РФ, изменение направленности военного планирования для гарантированного обеспечения суверенитета и территориальной целостности России.

Литве такие "ответки" очень не нравятся. Ее цель – максимально "придушить" российскую активность в регионе. Большие надежды Вильнюсом в смысле насыщения страны новыми видами вооружений возлагались на лондонский декабрьский саммит НАТО. Но, как говорит политолог Альвидас Медалинскас, "не все дни рождения (в 2019 году НАТО исполнилось 70 лет) становятся красивыми праздниками":

"Рационализм не взял верх на встрече лидеров НАТО в Лондоне. У агрессивного путинизма нашлись защитники. Кремлю удалось пробить еще одну брешь в днище нашего корабля".

Подтверждением наличия серьезных проблем и даже разногласий между членами альянса можно считать сокращение в два раза воздушной полицейской миссии над Балтийским морем. На боевое дежурство вместо 16 истребителей заступят только 8: четыре польских и четыре бельгийских. В Минобороны Литвы в растерянности и никак не комментируют новый формат. "Решения принимаем не мы, а NATO SHAPE – главное командование НАТО".

На общем безрадостном фоне особенно сильно зазвучали в Литве голоса о том, что "Кремль расходует получаемые деньги за газ на модернизацию армии и создание новейших видов оружия: на танки, истребители, подводные лодки". То есть, утверждают литовские пропагандисты правого толка, "Литва своими руками финансирует агрессора".

"Этот газ аморальный. Пришло время окончательно от него отказаться", – говорят и в консервативной партии "Союз Отечества". Правда, не сообщают, чем заменить голубое топливо от "Газпрома"? Можно сказать, что официальный Вильнюс вступает в 2020 год в состоянии легкой паники. Агрессор как бы имеется, но на войну не торопится. Следовательно, замышляет что-то еще более коварное.

А караван между тем идет. Россия остается главным торговым партнером Литвы. Товарооборот составляет более 4 миллиардов долларов США. Динамично растет российский грузовой железнодорожный транзит. На 5% увеличился пассажиропоток – до более 0,5 млн человек.

Жизнь не желает катиться по военным рельсам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме