Сдвинулось с мертвой точки? Европа услышала просьбы защитить права человека в Литве

Вид из окна следственного изолятора
РИА Новости

Гедрюс Грабаускас

Жесткое преследование журналиста Альгирдаса Палецкиса, а также ряда антифашистов и жесткое подавление мирных протестов в Литве попирает нормы международного права. Европейские инстанции уже заинтересовались происходящим в стране.

Недавно на одной из платформ Европарламента состоялась онлайн-конференция по инициативе депутата Европарламента из Латвии Татьяны Жданок. Поводом для этого послужил один из самых громких политических судебных процессов в Литве – "дело Палецкиса".

Журналист Альгирдас Палецкис 28 июля 2021 года был признан Шяуляйским окружным судом виновным в шпионаже в пользу России и осужден на шесть лет лишения свободы. 28 октября суд рассмотрит апелляцию, которая дает надежду Палецкису и всем, кто его поддерживает, на изменение приговора.

Спикеры конференции – опытные юристы, правозащитники, публицисты и журналисты из разных стран Европы – обсудили, как проходит жесткое преследование оппозиции и давление на прогрессивных журналистов, как попирается историческая правда, какие методы применяют литовские спецслужбы и так далее.

Депутат Европарламента Татьяна Жданок отметила, что в странах Прибалтики вообще видны настораживающие тенденции: в Латвии продолжаются судебные процессы в отношении правозащитника Александра Гапоненко, журналиста Юрия Алексеева и других антифашистов.

С июня 2021 года за решеткой сидит бывший депутат Сейма Латвии Янис Адамсон, а в Эстонии с 5 марта 2021 года в тюрьме находится известный правозащитник, один из лидеров Левой партии Сергей Середенко. В Литве же преследуют не только Палецкиса, но и активиста Алексея Грейчуса и других антифашистов. Все эти люди нуждаются в срочной защите, которую должны предоставить европейские структуры.

Председатель Антинацисткого комитета Латвии Иосиф Корен в своем выступлении много внимания уделял одному из исторических табу о событиях 13 января 1991 года в Литве, где властями дозволено говорить и писать лишь об официальной версии этих событий.

Но Палецкис еще в конце 2010 года открыто заявил, что гибель мирных граждан связана с местными боевиками. Сразу после этих слов в отношении журналиста возбудили уголовное дело, его долго таскали по судам. Точку в 2013 году поставил Верховный суд: антифашиста осудили и приговорили к уплате штрафа в размере 3000 евро.

Сейчас уже несколько лет Палецкиса опять за якобы шпионаж в пользу России. С октября 2018 года его полтора года держали в тюрьме, в итоге на основании надуманного повода и без весомой доказательной базы он был осужден на 6 лет тюрьмы. Судя по всему, правящие круги Литвы боятся его, раз идет на такие меры.

"Дело Палецкиса" – лакмусовая бумажка, которая показывает, возможно ли защитить антифашистов от такого жесткого давления со стороны спецслужб или нет.

Журналистка из России Галина Сапожникова отметила, что литовские власти показали, что демократия в той стране существует только для "своих". В августе 2015 года, рассказала она, ее депортировали из Литвы за сбор материалов для написания книги о событиях 1990–1991 годов.

В Вильнюсе Галина нашла свидетелей, которые лично видели, как ночью 13 января 1991 года боевики стреляли с крыш жилых домов в мирных граждан. Их слова подтверждают выводы экспертов, что пули прошли траекторию сверху вниз. Кроме того, советские военные имели автоматы, а люди были расстреляны из винтовок Мосина, либо из охотничьих оружий.

"Моя книга появилась в 2016 году на русском языке, но ее издали на литовском языке, то сразу были проведены обыски в издательстве и в квартире издателя Повиласа Масилениса, на него завели уголовное дело. Масилениса осудили, наложили крупный штраф", – рассказала Галина Сапожникова.

Сам Альгирдас Палецкис заявил: "Когда меня арестовали в октябре 2018 года, я, конечно, не думал, что проведу в тюрьме полтора года. Но время шло, и 19 декабря 2018 года я узнал о пресc-конференции, в который участвовали генеральный прокурор и руководители спецслужб и которые заявили о выявленной сети шпионов. Среди названых имен было и мое. На меня посыпались абсурдные заявления, что я готовился похитить бывшего министра охраны края Литвы Аудрюса Буткявичюса, что я был должен узнать, где живут эти судьи и прокуроры, которые участвовали в уголовном деле по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе, а также узнать номера их личных телефонов и все эти данные передать в Россию. Нет, это их версия, на самом деле ничего этого не произошло. И никаких тайных документов у меня не нашли".

Журналистка из Финляндии Оксана Челышева заметила, что онлайн-конференция проходила в "сложное" для Европы время.

Права человека в странах Прибалтики попираются очень жестко, сказала она.

"Я лично помню громкую историю преследования чеченцев Гатаевых. Семья Гатаевых мирно жила в Литве, пока на нее не начали давить люди из спецслужб. Поскольку Малик Гатаев не шел у них на поводу, то начались обыски. Гатаев и его жена Хадижат были отправлены в тюрьму. В ней они провели 9 месяцев, и вскоре после того, как их выпустили, уехали в Финляндию, где получили политическое убежище".

Другая громкая история – это история так называемой террористки Эгле Кусайте. Ее, 19-летную женщину, арестовали осенью 2009 года, обвинили в терроризме, 10 месяцев держали в тюрьме, затем выпустили и долго вели в ее отношении судебный процесс.

В ходе расследования выяснилось, что у следствия нет никакой доказательной базы: у Кусайте не найдены ни оружие, ни динамит, ни еще какие-то запрещенные товары. В 2016 году ее оправдал Верховный суд, но в итоге 7 лет жизни были потрачены на тюрьмы, допросы, прокуратуру, суды, внимание СМИ.

Философ, публицист из Литвы Михаил Бугаков подчеркнул, что спецслужбы применяют коварные меры ради фальсификации уголовных дел. В деле Палецкиса следователи опираются на показания Деймантаса Бертаускаса, который уличен в действиях, связанных с педофилией. А такой свидетель всегда будет идти на поводу спецслужб.

Прокуроры в 2018 года завели уголовное дело в отношении депутата горсовета Клайпеды Вячеслава Титова за его комментарии о нацистском преступнике Ванагасе, продвигали это дело "бульдозером" и добились своего. Титов был должен заплатить крупный штраф, также его выкинули из депутатского корпуса.

Свобода слова попала в "капкан" литовских властей достаточно давно. Еще в 2017 году в этом убедилась писательница Рута Ванагайте, в адрес которой посыпались угрозы, а 15 тысяч экземпляров ее книги "Свои" были изъяты из книжных магазинов в середине октября того года. Потому что в книге Ванагайте описала, как целый ряд "героев" Литвы, которым ставят памятники и в честь которых называют улицы и площади, убивали евреев.

Философ Нида Василиаускайте и писатель, драматург Марюс Ивашкявичюс, как и Ванагайте, на своем опыте убедились, что свобода слова в Литве лишь ширма. В реальной жизни против любого человека, позиция которого не нравится правящему режиму, начинаются атаки.

В 2019 году Ивашкявичюса вызвали на допросы и сделали его жертвой клеветы из-за книги "Зеленые", в которой он описал, как действовали "лесные братья". Волна клеветы в 2021 году обрушилась и против Василиаускайте, после того как она активно участвовала в нескольких акциях оппозиции.

Вот что Марюс Ивашкявичюс сказал по поводу ситуации в Литве: "Со свободой выражения мнений в нашей стране творится что-то странное. Прекрасно помню 1990 год и несколько лет после. Тогда в обществе была эйфория, надежды. Увы, в Литве сейчас видно явное давление на свободное выражение мнений. Надо признать, что многие лидеры легендарного движения Саюдис стали тормозом для продвижения нашей страны по пути настоящей свободы. Фактически они по образу мышления живут где-то в первой половине XX века".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме