Литовский писатель: наши мечты о свободе слова в 90-х так и остались мечтами

Мероприятия, организованные общественно-политической организацией "Саюдис". Архивное фото 1990 года
РИА Новости

Гедрюс Грабаускас

Писатель Римантас Грейчус рассказал Baltnews о переписывании послевоенной истории и преследовании свободы слова.

В современной Литве официальные круги заявляют, что в стране воцарились демократия и настоящая свобода. Все плохое – "следствие советского прошлого". Литовские антифашисты заявляют в ответ о политических преследованиях и открытом прославлении нацистских преступников.

Один из тех, кто долгие годы говорит об исторической правде, – писатель Римантас Грейчус. В советской Литве Грейчус был известен как смелый журналист, а на пенсии стал писать книги. Корреспондент Baltnews взял интервью у известного писателя и обсудил с ним ситуацию в современной Литве и отношение властей к послевоенной истории.

– Г-н Грейчус, с распада СССР прошло уже 30 лет. Как вы думаете, что изменилось в Литве к лучшему за это время?

– За 30 лет свыше миллиона людей покинули Литву. Если в нашей стране такая "свобода", почему люди толпами бегут за границу? Вот политики из партии консерваторов говорят: "Все хорошо, Литва процветает, а кто уезжает – пусть уезжает. Это их проблема".

Консерваторы точно процветают, а многие люди столкнулись с крупными проблемами. Нищета, коррупция, дорогое высшее образование. Пенсии в размере 160–260 евро, зарплаты – 300–470 евро, и это при европейских ценах на питание и услуги. Вот и едут люди на Запад, там есть возможность заработать, и коррупции меньше.

Писатель Римантас Грейчус
Писатель Римантас Грейчус

Какой выход из этого тупика? Пока в Литве будет действовать партия консерваторов с их доминированием в разных структурах власти, в армии, в СМИ, до тех пор Литва и будет отсталой страной.

В 2006–2007 годах в Сейме Литвы специальная комиссия расследовала возможные преступления консерваторов (речь идет о сотруднике Департамента государственной безопасности, ДГБ, Юрасе Абромавичусе, взорванном в своей машине в 1997 году, – прим. Baltnews). Комиссия установила, что член Сейма, консерватор Алгис Петрусявичюс и связанные с ним работники спецслужб и военные занимались такой деятельностью, которая противоречит законам. Во время работы комиссия вообще установила много фактов незаконной деятельности влиятельных консерваторов.

– Весной этого года вышла седьмая ваша книга – исторический роман "Поднятые пороги". Расскажите, какая основная тема новой книги?

– В книге "Поднятые пороги" представлены важные моменты истории Литвы (1940–1960 годы) и их связь с событиями современной Литвы. Все основано на реальных фактах.

Например, женщины Янина, Стефа, Вале – их имена настоящие.

Они рассказали, как их родителей в послевоенные годы убили "лесные братья". Они остались живы, потому что были маленькие и спрятались.

А ведь в те послевоенные годы эти так называемые герои убили свыше 1006 детей. Всего же жертвами террора "лесных" в период с 1944 по 1954 год стали 25 тысяч 108 мирных жителей Литвы.

В новой книге я описываю трагедию деревни Опшрутай. В ноябре 1947 года отряд "лесных" напал на деревню, были убиты 33 жителя. Один из главарей "лесных братьев", Антанас Балтусис-Жвеяс, был основным организатором этой варварской акции. Он все спланировал, но сам не участвовал: руководил карателями так называемый Штурмас. В деревне жили русские, и поэтому было решено их уничтожить.

Сейчас в деревне Опшрутай нет памятника невинным жертвам, но есть памятник палачам. Парадокс? Да, но таких парадоксов в Литве много. Много дискуссий о знаменитом палаче Йонасе Норейке и его памятнике. Таких, как Норейка, в Литве было много. Это и тот же Антанас Балтусис, и Антанас Случка, Повилас Плехавичюс и другие якобы герои. Это линия консерваторов – прославлять всех таких палачей.

Акция поминовения уничтоженной деревни Опшрутай, Литва, 15 ноября 2017 года
© фото из личного архива Гедрюса Грабаускаса
Акция поминовения уничтоженной деревни Опшрутай, Литва, 15 ноября 2017 года

– Как вы считаете, какая на самом деле "свобода слова" в Литве? Осенью 2017 года из книжных магазинов изъяты книги Руты Ванагайте, несколько лет назад проводили обыски у писателя Повиласа Масилениса, был изъят тираж книги Галины Сапожниковой о событиях 1990–1991 в Литве. Таких случаев много, а за историческую правду заводят уголовные дела, угрожают помещением в лечебницу. Может, это продолжение традиций сметоновского профашистского режима, который правил Литвой в 1926–1940 годах?

– Увы, в Литве некоторые книги стали объектами "охоты на ведьм" XXI века. Насколько это эффективно, еще вопрос, ведь некоторые из запрещенных книг можно найти в интернете. Но спецслужбы все равно проводят свою линию, и если человек пишет и говорит не так, "как надо", то у него скоро появляется много проблем.

Расскажу такую историю: в 2018 году в районе Шилутес местная библиотека с поддержкой местной мэрии проводила конкурс лучшей книги писателей, которые родились в этом районе или жили там некоторое время. Получился огромный конкурс. Участвовал и я со свой книгой "Пороги". И вот прошел конкурс. Один из организаторов конкурса, чиновница мэрии, дает свои комментарии о книгах.

Подошла моя очередь, и она заявляет: "Вот роман "Пороги". Надо признать, что автор, Римантас Грейчус, действительно мастер пера. Но он держится просоветской линии. Если бы автор писал иначе, то книга была бы совсем иного качества". Вот так историческая правда оказывается злом, а дешевое прославление всяких кровавых "героев" – шедевром.

Да, в принципе в Литве видна такая сметоновская линия. Самого Антанаса Сметону часто вспоминают на телевидении. Ему поставили уже два памятника, сейчас собираются ставить третий, в Вильнюсе. А что такого "прекрасного" сделал этот президент? Он даже не был выбран, президентом был "поставлен" после военного переворота.

Сметона и его соратники проводили жестокие политические репрессии, открывали концлагеря, подавляли свободу слова. Жили они прекрасно, а очень много людей были бедными и безграмотными. Когда летом 1940 года в Литву пришла советская власть, Сметона быстро через речку сбежал в гитлеровскую Германию. Позже переехал в США. Там хорошо жил, там и умер. В современной Литве сторонники Сметоны тоже живут прекрасно и проводят политические преследования.

Даля Грибаускайте смотрит на портрет Антанаса Сметоны
Канцелярия президента / Робертас Дачкус
Даля Грибаускайте смотрит на портрет Антанаса Сметоны

– Вас в сентябре 2019 года вызывали в местное бюро ДГБ в Клайпеде? Что это за практика, когда писателей и журналистов вызывают в тайную полицию? В 2014 году в тайную полицию вызывали журналиста газеты "Обзор" Альгирдаса Плукиса, были и другие случаи.

– ДГБ "заботится" обо всем в Литве. У меня же эти парни спрашивали, зачем летом 2019 года я ездил в Сибирь.

Но скажу более важную вещь: часто структуры власти вообще запрещают мероприятие, если получают сигнал, что оно якобы враждебное. Так, в 2019 году в Пагегяй должна была состояться встреча ссыльных. Была намечена дискуссия, презентация книг, концерт. Я был одним из основных организаторов мероприятия. Но за два дня его запретили.

Люди обсуждали это, основная версия – был получен указ сверху. Если Грейчус – организатор, значит, надо запретить – такая логика наших феодалов. Также слышал, что запрещали лекции доцента Эдвардаса Саткявичюса. Вот и видим, что в Литве правды очень боятся. В 1990 году были такие розовые мечты о свободе слова, но увы – пока эти мечты так и остались мечтами.

– В Литве видны явные признаки возрождения фашизма. Сторонники этого движения отходят от исторической правды, часто отрицают Холокост, всячески унижают светлую память советских партизан, советских солдат, которые в 1941–1945 годах боролись с фашизмом и участвовали в освобождении Литвы. Что делать в такой ситуации? Как защищаться от волны современного неонацизма?

– Я лично ознакомился с трудами историка Песаха Фрейдгейма и других, кто описал героизм людей, защитивших в сложное время Литву от коричневой чумы. В Литве историк Анушаускас и некоторые его коллеги уже отходят от исторической правды: они все повернулись в другую сторону, им борцы с фашизмом – негодяи и палачи, а настоящие палачи, такие как участник Холокоста Йонас Норейка – ангелы.

Но часть историков придерживается нормальной позиции. Вот Миндаугас Поцюс выпустил книгу "Другая сторона луны". Там довольно объективно описана деятельность "лесных братьев". Современные неонацисты подняли шум, угрожали. Что же, они всегда так делают, но, как говорится, "собака лает, а караван идет". Нам надо опираться на историческую правду и просвещать народ.

Митинг против снятия памятных знаков Йонасу Норейке и Казису Шкирпе в Вильнюсе
© Photo : Игорь Черников
Митинг против снятия памятных знаков Йонасу Норейке и Казису Шкирпе в Вильнюсе

Вот иногда слышу всякие басни о "зверствах" советских партизан. Расскажу реальную историю. Антанас Норвилас с лета 1940 года служил в советской милиции. В июне 1941 года немцы вступили на территорию Литвы, а Норвилас ушел в подполье. Во время немецкой фашистской оккупации он в Жемайтии создал отряд партизан. Они отнимали оружие и одежду у коллаборантов и голыми отпускали домой.

Норвилас говорил: "Мы не такой большой народ, чтобы убивать друг друга". После войны большинство членов этого отряда были убиты. "Лесные братья" их не отпускали, а убивали – стреляли, вешали. Вот и судите – кто проводил "зверства", а кто нет.

Драматические истории, связанные с жизнью советских партизан, и сложный период после войны описал писатель Эдвардас Улдукис. Я с ним много общался и услышал много примеров героизма. Сейчас тоже важно писать правдивые статьи на эту тему, выпускать книги, проводить антифашистские конференции и семинары.

– Какая сейчас у вас мечта?

– Сейчас моя основная мечта, чтобы в Литве был построен памятник "Единство народа". Лучше два таких памятника – в Крижкальнисе и в Вильнюсе. Думаю, надо увековечить память всех, кто боролся по разные стороны баррикад, а также всех невинных жертв.

Вторая мировая война и послевоенное время – очень сложный период. Надо понять это, протянуть друг другу руки и пойти тропой мира. Только так сохраним нашу Литву.  

Ссылки по теме