Мыслишь иначе – шпион: странам Балтии "неудобно" отказываться от политических репрессий

Заключенный в колонии
РИА Новости

Матеуш Пискорский

Благодаря усилиям отдельных евродепутатов в Европарламенте подняли проблему политических репрессий в странах Балтии, и это обнадеживающий сигнал. Но этого недостаточно.

На прошлой неделе на одной из платформ Европарламента состоялся вебинар, посвященный делу литовского историка, журналиста, активиста и правозащитника Альгирдаса Палецкиса, приговоренного Шяуляйским окружным судом к шести годам лишения свободы за "шпионаж в пользу России".

Инициатором выступила евродепутат от Латвии Татьяна Аркадьевна Жданок, которая защищает тех, кого немодно и не принято защищать.

Политически репрессированный Альгирдас находится под домашним арестом и ждет апелляционного суда. Власти Литвы обвиняют его в шпионаже, хотя все прекрасно понимают, что дело в политических взглядах и восприятии новейшей истории своей страны.

Шпионаж имеет четкое определение: в литературе, науке, а также юридических документах. Это передача секретных документов иностранной разведывательной службе. Но спецслужбы не нашли доказательств то, что Палецкис совершал подобные действия.

Но власти стран Балтии и Польши печально известны тем, что при любой возможности отправляют неудобных им активистов, ученых, журналистов за решетку из-за желания подавить инакомыслие.

Однако стоит задуматься на счет глобального механизма, который сделал такого рода незаконные, репрессивные меры возможными и допустимыми в странах, которые уже несколько десятилетий заявляют о своей приверженности принципам демократии и прав человека.

Можно прийти к выводу, что тут задействовано три основных фактора. Эти факторы позволяют делать все что угодно с политическими оппонентами.

При этом речь идет о настоящих оппонентах, а не просто представителях парламентской оппозиции. О тех, кто посмел задавать вопросы про целесообразность и смысл направления политики, особенно внешней, своих стран после распада Советского Союза и Восточного блока.

"Национальная безопасность" стала фетишом, ключевым понятием, под предлогом которого государственным институтам дозволено буквально все.

Многие замечают, что данный процесс начался в мире коллективного Запада и на его вассальных территориях после 11 сентября 2001 года. На самом деле он начался намного раньше, еще во времена холодной войны.

Но действительно, процесс усилился после возвращения России на глобальную арену международных отношений. "Российская угроза" стала основой политики безопасности целого региона, ряда стран, которым не совсем хотелось соблюдать демократические стандарты, и поэтому необходимо было найти предлог для внедрения существенных ограничений в области прав человека.

Весь этот процесс некоторые политологи определяют как "секуритизацию" публичного пространства. Основой данной концепции является убеждение, что перед лицом "угрозы" права и свобода человека не прекращают свое действие.

Правительство субъективно, в соответствии со своими интересами, определяет то, что и кто являются "угрозой". Наличие угрозы позволяет ввести не объявленное официально чрезвычайное положение.

Есть ли реальная угроза со стороны России для стран Балтии? >>>

Второй фактор, позволяющий обойти рамки закона и международных стандартов, – расширенная трактовка закона. В итоге все юридические понятия теряют прежние значение. "Шпионаж" – это уже не шпионаж, а практически все действия, связанные с зарубежными контактами, любые формы сотрудничества с иностранными гражданами, организациями, учеными.

Новая трактовка шпионажа позволяет обвинить в незаконных действиях всех, кто не разделяет точку зрения правительства на вопросы внешней политики. Закон приостанавливает свое действие. Подозреваемым может стать любой представитель политической оппозиции. Всем грозит опасность со стороны структур их собственного государства.

В-третьих, начинается процесс обесчеловечивания, "дегуманизации" оппонента. Государственные СМИ Литвы представляют Палецкиса и других как врагов, предателей и шпионов. В итоге общество не обращает внимания на то, что спецслужбы подвергают пыткам, держат за решеткой и нарушают основные права человека людей, которым инкриминируют новый вид "шпионажа".

Ведь права человека касаются людей, а политически репрессированные в Балтии и Польши – уже не люди. Таким образом получается, что никто даже не посмеет задуматься над их судьбой и обоснованностью применяемых против них незаконных мер.

Все это не только печально, но и крайне опасно для всех граждан стран региона. Поэтому тот факт, что благодаря однозначной позиции Татьяны Жданок эти проблемы обсуждаются в Европарламенте, – хороший сигнал. Остается надеяться на то, что гостей и участников мероприятия Татьяны Аркадьевны услышат не только представители оппозиционных фракций и независимые журналисты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме