23 августа 1989 года, ровно 30 лет назад, жители прибалтийских стран устроили своего рода первый масштабный "флэшмоб": взявшись за руки, они создали живую цепь "Вильнюс, Рига, Таллин" длинной в 670 км.
Тогда эту акцию приурочили к 50-летию со дня подписания пакта Молотова-Риббентропа. Задачей мероприятия было привлечь внимание мирового сообщества к историческим событиям, которые якобы изменили статус стран Прибалтики. Через 6 месяцев после этой акции из состава СССР вышла Литва, а затем ее примеру последовали остальные. Тогда это казалось чем-то романтичным – маленькие страны объединились в едином порыве.
А теперь, спустя 30 лет, фраза "прибалтийское единство" выглядит как насмешка над реальностью. Речь даже не идет о противостоянии в вопросе поставок углеводородов и конкуренции между различными СПГ-проектами. Прибалтийские государства даже электроэнергию не могут поделить.
Как "мирный атом" Литву и Латвию поссорил
Напомним, между Вильнюсом и Ригой уже не первый год никак не утихнет спор, по поводу покупки энергии из АЭС, которая построена в Белоруссии (БелАЭС).
Латвия хочет организовать для себя бесперебойные поставки электроэнергии из третьих стран. Самое простое решение для подобной задачи – это сотрудничество с Минском и покупка электричества у БелАЭС. Однако Литва явно против этого. Вильнюс ясно дал понять, что намерен вообще отказаться от импорта электроэнергии из Белоруссии, поскольку считает атомную электростанцию в этой стране небезопасной.
Кстати, напомним, торговля электричеством России и Белоруссии со странами Прибалтики осуществляется именно через Литву.
В итоге Латвия призывает свою "соседку" к голосу разума. Она напоминает Литве, что импорт электроэнергии из Белоруссии необходим, поскольку в Балтийском регионе уже сейчас возникнет нехватка электроэнергии, тем более, когда Балтия хочет "отрезать" себя от БРЭЛЛ.
Однако Вильнюс остается непреклонным и продолжает сопротивляться. Более того, он активно развивает информационные нападки на БелАЭС.
В общем, с прибалтийской солидарностью и единством все плохо.
Почему? На этот вопрос нам ответил руководитель проекта "Открытая аналитика", политолог Роман Травин.
"У нас иногда прибалтийские государства воспринимаются как единое целое из-за их ярко выраженной антироссийской позиции, но, разумеется, это не так. Это отдельные государства со своими интересами, а трения между ними – обычное дело, в том числе, по энергетическим вопросам. Можно вспомнить историю с постройкой в Литве терминала для сжиженного природного газа, тогда Вильнюс с Ригой не смог найти общий язык, и с эстонцами, кстати, тоже. Поэтому с терминалом все вышло совсем не так, как хотелось бы Литве.
Нет ничего удивительного и в сегодняшних разногласиях, тем более что и "старшие братья" по ЕС, в частности Германия, без истерики воспринимают белорусскую АЭС. Понятно, что для литовцев, которые "выстрелили себе в ногу", решив закрыть собственную АЭС, тут же начать покупать электроэнергию, произведенную на атомной электростанции белорусами, практически невозможно с политической точки зрения. У латышей и эстонцев таких проблем нет, поэтому они смотрят на экономическую целесообразность", – рассказал эксперт.
В целом, по мнению Романа Травина, получилась "хрестоматийная" ситуация для постсоветского пространства. По рекомендации ЕС страна закрыла собственное производство. Да, она получила какие-то деньги под ликвидацию, но теперь соседи занимают освободившуюся нишу, в том числе и на рынке европейских стран.
О чем жалеет Вильнюс?
Литва упустила свой шанс. При вступлении в Евросоюз, она отреклась от своей Игналинской АЭС (ИАЭС), которая, кстати, по заключению МАГАТЭ, входила в список самых надежных станций мира.
"Обещание закрытия ИАЭС было единственной возможностью начать переговоры по вступлению в Евросоюз. Вот такая как бы дань…" – признал в одном из своих интервью через какое-то время бывший президент Литвы Роландас Паксас.
Теперь соседи Вильнюса предлагают покупать энергию у недавно построенной БелАЭС. Выходит, это поставит абсолютный крест на идеях Литвы вновь создать свою атомную электростанцию. Нет, конечно, ей и так не удалось это сделать. Построить АЭС в Висагинасе при помощи японо-американских корпораций до сих пор не вышло – Латвия, Эстония, Польша и ЕС деньгами так и не помогли. Но сохранялся хотя бы шанс. А теперь, когда в регион может "хлынуть" белорусское электричество, о постройке своей атомной станции Литве можно вообще забыть.
Никакой взаимопомощи, только национальные интересы
Понимает ли это Латвия, которая настаивает на закупках энергии у Белоруссии? Еще как! Сочувствует ли она Литве? А вот это вряд ли. Это видно по действиям Риги. Латвия не отнеслась с пониманием, она продолжает давить на Литву. Вильнюс не остается в долгу и пытается парировать темой экологии, говоря о том, что на БелЭАС уже чуть ли не завтра якобы произойдет авария.
Как рассказал Baltnews политолог Андрей Тихонов, в целом ситуация стала следствием антиядерной истерии, подогреваемой в настоящее время сериалом "Чернобыль", а ранее писаниями Светланы Алексиевич.
"Литва закрыла Игналинскую АЭС и вообще стоит в авангарде антиядерного движения. Ну а близость к белорусским АЭС добавляет паники. В то же время Рига не столь озабочена вопросами экологии".
"Латвия и Литва были едины, когда вместе входили в СССР. Теперь это независимые буржуазные государства, у которых свои интересы и свои "хаты с краю". Конечно, Брюссель навязывает Риге и Вильнюсу свои стандарты, но полностью исключить противоречия между ними, как видим, не он в состоянии", – заключил эксперт.
Единство осталось лишь в грезах
30 лет назад жители Латвии, Литвы и Эстонии брались за руки, чтобы достичь общей цели. Увы, но на этом совместные интересы прибалтийских стран закончились. Никакой романтики в стиле "дружба навеки". В истории так часто бывает. Несколько сил объединяются ради общей цели, а потом обнаруживается, что они не могут поделить между собой влияние или ресурсы.
Когда-то даже СССР и США воевали вместе по одну сторону фронта. Но когда общий враг был повержен, между Вашингтоном и Москвой сразу же начались споры.
Прибалтика – не исключение. Три страны хотели выйти из СССР. Они этого добились. Но сразу после этого оказалось, что каждый думает, в первую очередь, о себе, а "браться за руки" уже как-то и не сильно хочется. Никакого единства в Балтии нет, есть национальные интересы, которыми Вильнюс и Рига жертвовать ради сохранения теплых отношений не готовы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.