Глава правительства Латвии Кришьянис Кариньш отреагировал на слова президента Литвы Гитанаса Науседы о якобы принятом решении Латвии о покупке электроэнергии с БелАЭС. По его словам, Науседа, "возможно, не полностью информирован о том, что происходит", передает ТАСС.
"Я могу еще раз повторить – латвийское правительство не приняло решение закупать электроэнергию у Белоруссии, вообще не идет речь", – приводит слова Кариньша телеканал LNT.
Ни "да", ни "нет"
Тем не менее, как писал портал 15min.lt, латвийский оператор распределительных сетей, компания AST 14 августа официально утвердила решение о покупки электроэнергии из третьих стран и торговли ей через Латвию. Издание сообщает, что правительство Латвии согласовало данное решение. Однако официальных заявлений о планах переориентации энергетического рынка от Риги не поступало.
Литовский оператор системы электропередач Litgrid также комментирует противоречивую позицию Риги в этом вопросе.
"Латыши, кстати, не говорят, что они согласились, – они говорят, что консультировались. Да, были консультации, но не было никакой координации", – отмечают в компании.
Реакция в Литве
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил о том, что сожалеет о решении Латвии импортировать электроэнергию с БелАЭС. При этом он подчеркнул, что данный шаг официальной Риги не был неожиданным. Кроме того, он сказал, что пытаться остановить запуск атомной станции экономическими способами было бы "наивно", а "поезд далеко ушел", пишет Regnum.
"Останавливать [строительство БелАЭС] надо было в 2011–2012 году, когда мы еще подписывали с Белоруссией коммуникаты о сотрудничестве в атомной энергетике, – заявил Науседа.
Отметим, что речь идет о том времени, когда премьер-министром Литвы был Андрюс Кубилюс.
Сам Кубилюс выразил недовольство заявлением президента Литвы.
"Такие слова вызывают естественное беспокойство, что потом могут зазвучать и призывы отказаться от таких инструментов экономической борьбы", – написал Кубилюс на своей странице в Facebook.
"С 2015 года было ясно, что единственный реальный инструмент борьбы [с БелАЭС] в наших руках – это не пускать импорт и транзит электричества с Островца. Это предусмотрено и в принятых законах", – заявил Кубилюс, отметив, что "законы должны исполнять все, даже президенты".
"Так что сегодня власти Литвы должны ответить только на один вопрос: как будет реализован закон, даже в том случае, если латыши реализуют свои цели", – добавил экс-премьер республики.
"Мы ждем варианты ответа от нашей власти. Было бы хорошо, чтобы он был ясным и не двусмысленным, поскольку за всем тем, что происходит сегодня, скрывается один стратегический вопрос – вырвемся ли мы из российской/советской электросистемы или останемся её частью на долгие десятилетия. Кремль ради этого и строил Островец, чтобы достигнуть этой цели", – подчеркнул Кубилюс.
Литва предпринимает меры
Депутат Сейма Литвы Витаутас Бакас считает, что необходимо созвать внеплановое заседание парламентской ассамблеи Прибалтики и инициировать специальный форум парламентов стран Балтии из-за решения Латвии покупать электроэнергию у третьих стран, в том числе и с БелАЭС.
"Это решение латышей – вызов для энергетической независимости всего региона. Кроме того, оно своеобразно легитимизует Островецкую АЭС и произведённую на ней электроэнергию, принижая позицию Литвы о безопасности электростанции", – заявил Бакас.
По его словам, данная ситуация является отражением реализации плана превратить Литву в " в мост с Западом по продаже российской электроэнергии".
"Надеюсь, что во время осенней сессии мы будем советоваться, как повести себя Литве. Одно из решений – поднять этот вопрос на, возможно, и внеочередной сессии парламентской ассамблеи Прибалтики и инициировать специальный форум политиков Прибалтики, чтобы добиваться изменения позиции Латвии. Другой вариант – рассмотреть возможность одностороннего выхода из БРЭЛЛ, иначе мы будем зависимы от энергетической монополии России, а это значит и политическая зависимость", – считает Бакас.
А что Эстония?
Литва еще в начале 2016 года обратилась к Латвии, Эстонии, Польше и Финляндии с предложением договориться о недопуске на рынок ЕС электроэнергии с БелАЭС, которую считает "небезопасной", однако на эту инициативу ответила только Польша.
Как отметил вице-канцлер по вопросам энергетики Министерства экономики и коммуникаций Эстонии Тимо Татар, Литва официально не обращалась к Эстонии с просьбой бойкотировать электроэнергию с БелАЭС, однако в любом случае подобные решения находятся в компетенции Еврокомиссии.
Эстония в отличие от Литвы публично не обещала, что не будет закупать электричество с БелАЭС. Когда такая электроэнергия начнет поступать на рынок стран Балтии через другие страны, ее потребление будет возможно и в Эстонии.
"Если торговля с третьими странами идет через Латвию или Литву, то на рынок стран Балтии попадает электроэнергия из третьих стран. С учетом структуры рынка, невозможно сказать, с какой конкретно электростанции. Поскольку Белорусская АЭС находится в тесно связанной со странами Балтии системе, то вероятно, что на этот рынок попадет и произведенное на ней электричество", – сообщил Татар порталу ERR.
Палки в колеса
Власти Литвы считают Белорусскую АЭС угрозой своей национальной безопасности, несмотря на заключения международных организаций, в том числе и МАГАТЭ, и комиссии европейских коллег. Атомная электростанция будет состоять из двух самых мощных на сегодня энергоблоков с реактором ВВЭР–1200, соответствующим самым современным, "постфукусимским" нормам безопасности.
Однако Вильнюс запретил покупку электроэнергии с этой станции, призывая при этом так же поступить и другие страны Евросоюза.
При этом глава Министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас отмечал, что Белоруссия и Россия, при сотрудничестве с которой Минск осуществляет строительство БелАЭС, могут найти способ обойти запрет и поставлять электроэнергию в Латвию и Эстонию. На данный момент республики Прибалтики имеют возможность закупать электричество только через Литву, однако у них отсутствуют правовые и регуляционные инструменты для осуществления импорта.