За решением Литвы изменить форму управления Клайпедского порта может скрываться несколько целей, одна из которых – это привлечение финансов после потери белорусских грузов, считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
"Акционирование таких унитарных предприятий может быть произведено с двумя целями. Стандартная – это привлечение дополнительного капитала через продажу акций, чтобы спасти порт. Потому что никакого смысла в акционировании Клайпедского порта нет, если они не будут продаваться на бирже. Не будут эти акции и в стопроцентной доле государства, а скорее всего, в его руках останется где-то 30–51%", – заявил Колташов в беседе с Baltnews.
По словам экономиста, акции могут купить околоправительственные структуры Литвы. При этом они, вероятно, будут стоить недорого и покупаться "для баланса и видимости".
Помимо этого, руководство Литвы таким образом пытается замаскировать решение закрыть гавань после провальной внешней политики.
"Вторая цель – ликвидация, это старый способ перебрасывания проблемы. Мол, это частная компания, которая сама отвечает за свои действия, а порт развалился из-за ее политики. Здесь правительство снимает с себя ответственность, чтобы скрыть экономический провал своей внешней политики", – полагает Колташов.
"Не очень понятен смысл дальнейшего существования Клайпедского порта. Некоторое успокоение европейской элиты в отношении России показывает, что Клайпеде еще долго предстоит простаивать. Вильнюс же заплатит по счетам за свою политику, и литовский порт здесь становится жертвой", – резюмировал эксперт.
Ранее правительство Литвы одобрило преобразование некоторых государственных предприятий, в том числе Клайпедского морского порта. Согласно решению, со 2 января 2023 года порт станет акционерным обществом, в котором 100% акций будет принадлежать государству.
Напомним, что президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил о решении переориентировать транзит грузов из Прибалтики на российские порты, из-за чего Клайпеда лишится около 30% грузопотока.