Пока в Европейском союзе бушует пандемия коронавируса, в балтийских странах вопрос оттока населения как бы отодвинулся на второй план. Более того, все чаще литовских эмигрантов привлекает возможность вернуться домой. Это показали результаты опроса, проведенного в декабре 2020 года Службой занятости Литвы, в котором принимали участие более тысячи граждан Литвы, проживающих за рубежом.
Вернуться домой изъявили желание 40,5% респондентов, а 28,1% сказали, что часто думают об этом. Цифры опроса сбивают с толку, учитывая, что 90% опрошенных положительно отзываются об интеграции литовцев в чужой стране, а 73,7% уверены, что за рубежом высоко оценивается их работа.
То есть трудиться в Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии гражданам Литвы удобно и нравится. При этом добрая половина проживающих за пределами родины литовцев не прочь вернуться домой. Однако чувство патриотизма и тоска по родине здесь ни при чем – все, как обычно, упирается в деньги и вполне адекватное желание человека прокормить себя и свою семью.
Привлекает внимание один важный момент, который омрачает вроде бы позитивную новость, связанную с опросом. В Службе занятости Литвы признали, что подавляющая часть из 40% граждан балтийской страны, которые хотят вернуться, – это люди в возрасте 55 лет и старше.
Кто вернется в Литву на самом деле
Конечно, никто не говорит, что жители Литвы будут против, если граждане их страны начнут возвращаться, пусть и в пенсионном или предпенсионном возрасте. Это все-таки чьи-то родственники, друзья и самое главное – соотечественники. Даже правительство балтийской страны сейчас старается создавать как можно меньше бюрократических препятствий для их возвращения.
Напомним, в январе 2021 года в МИД Литвы сообщили, что желающим восстановить гражданство даже необязательно приезжать в страну – все соответствующие документы можно подавать в дипломатическое представительство или в консульское учреждение по месту пребывания.
Граждане балтийских республик уезжают в другие страны ЕС, как правило, ради заработка – по данным того же опроса Службы занятости Литвы, 57,2% респондентов покидают родину в поиске более высокого дохода. Очевидно, что, когда человек вступает в пенсионный возраст и уже физически не способен отвечать запросам работодателей в Великобритании, Германии или Норвегии, начинает задумываться о возвращении домой – в Литву. При этом молодое и трудоспособное население, тем более в условиях общеевропейского кризиса, который в странах Балтии ощущается острее, будет все чаще покидать родину. Это даже не предположение, а уже практически аксиома.
Следует отметить, что пенсионеры не способствуют наполнению бюджета страны. А судя по результатам опроса, вернуться в Литву хотят не те, кто, работая, платит налоги, а наоборот – нуждающиеся в социальных выплатах.
Кризиса меньше не становится
Поток литовских эмигрантов (после резкого роста в 1990-е годы) к середине 2000-х установился на средней отметке в примерно 30 тысяч человек в год. Однако финансовый кризис 2008 года, согласно тому же Департаменту статистики, спровоцировал рост оттока населения Литвы. В 2011 году страну покинули уже 54 тысячи человек. При этом 85% из них указали, что до отъезда были безработными в течение года и более.
Последствия нынешнего кризиса, вызванного пандемией коронавируса, могут оказаться более внушительными.
Вадим Трухачев, политолог, доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), уверен, что пока у молодежи балтийской страны объективно нет никаких предпосылок, чтобы оставаться на родине и строить там карьеру.
"Работы в Литве либо нет, либо она есть, но оплачивается гораздо меньше, чем в странах Северной и Западной Европы. Даже сейчас, когда для граждан из государств Балтии "схлопнулся" английский рынок труда, остается Ирландия. Впрочем, те, кто ездил на заработки в Великобританию, скорее всего, просто сменят очередную европейскую страну, но не вернутся домой. Это будут Нидерланды и, в большей мере, Германия, поскольку немецкий многие в Литве либо уже знают, либо им его проще выучить. Есть еще страны Скандинавии. К примеру, в Норвегии достаточно много литовцев, однако этот регион Европы все же больше популярен у гастарбайтеров Латвии и Эстонии", – рассказал Вадим Трухачев.
По его словам, остановить отток молодого населения Литвы могут разве еженедельные теракты в государствах Старого Света.
Включен режим "каждый сам за себя"
Весна и начало лета 2020 года продемонстрировали отсутствие единства стран Евросоюза в критической ситуации. Перехват поставок медицинских масок Чехией, которые предназначались для Италии, нежелание Германии поставлять медоборудование соседним странам, где число заболевших COVID-19 стремительно росло, абсолютное бездействие Еврокомиссии в ситуациях, когда требуется быстрое реагирование, – лишь отдельные неприглядные примеры функционирования наднациональной организации в режиме кризиса.
Даже сейчас большая часть населения балтийских и восточноевропейских стран, несмотря на русофобскую повестку их правительств во внешней политике, больше доверяют российской вакцине, нежели американской, немецкой и уж тем более англо-шведской AstraZeneca, отказы использования которой звучат все чаще.
Более того, в режиме кризиса Европарламент принял закон об углеродном налоге (должен начать действовать к 2023 году), который, по сути, обеспечит дополнительные пошлины на товары и сырье важнейших экспортеров ЕС – Китая, России и ряда других стран. Это значит, что экономически развитые государства Евросоюза любыми способами начнут помогать своим предприятиям обеспечивать конкурентоспособность продукции.
Литва, в отличие от Германии, не обладает автопромом, или, в отличие от Финляндии, не занимается авиастроением, и, следовательно, углеродный налог конкретно ее экономике мало чем сможет помочь. После 2023 года, когда начнет действовать углеродный налог, облагающий пошлинами иностранную продукцию, но сохраняющий бесплатные квоты на выбросы СО2 для европейских предприятий, заводы Старой Европы получат неплохой стимул к развитию.
Так что работы в Нидерландах, Германии или Франции будет явно больше, чем в Эстонии, Латвии или Литве.
Как отметил в комментарии для Baltnews политолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин, Евросоюз пока не может ничем помешать такому перемещению рабочей силы с востока. Для этого необходимо менять основополагающие принципы союза – свободу передвижения через границы, возможность устраиваться на работу и жить в соседних государствах, если они, как и Литва, являются членами Евросоюза.
"Державы Старой Европы больше внимания уделяют именно трудовым мигрантам с восточных окраин ЕС. Массовый завоз людей из стран Ближнего Востока и Африки показал, что это в итоге весьма "травматичный" процесс. У восточноевропейского населения больше шансов нормально интегрироваться в общество, чем у беженцев из Сирии или Туниса. Хотя нужно признать, что в целом у Брюсселя пока нет четкой политики относительно приема трудовых мигрантов", – считает политолог.
Стоякин подчеркнул, что отток трудоспособного населения из стран Балтии – это процесс, который будет развиваться в любом случае, просто с разной степенью интенсивности. И он сохранится даже после окончания пандемии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.