В результате выборов в Сейм Литвы победу одержали, как известно, консерваторы. Они уже заявили, что новую коалицию будут формировать вместе с двумя либеральными партиями.
Отвечая на вопрос о том, в чем разница между литовским либерализмом и консерватизмом, придется серьезно подумать, так как ответить сразу, четко и ясно вам не сможет даже опытный политолог.
Между тем американский сатирик Морт Сал описывает эту разницу так: "Либералы чувствуют, что не заслуживают всего того, чем они владеют, а консерваторы чувствуют, что заслуживают всего, что ими украдено".
Конечно, эта фраза не имеет прямого отношения к Литве и местным партиям, но что-то отражающее литовские реалии в этом крылатом выражении все-таки есть.
Говоря о конкурентах, левоцентристские силы получили меньше голосов, чем прогнозировали опросы. По этой причине правящая партия "Союз крестьян и "зеленых" (СКЗЛ) осталась в меньшинстве, хоть и заняла второе место.
На первый-второй рассчитайсь
Разрыв консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) от правящих "аграриев" довольно велик. По итогам двух туров консерваторы получили 50 мандатов, СКЗЛ – 32, Социал-демократическая партия Литвы (СДПЛ) – 13, партия "Движение либералов" – 13, ультралиберальная Партия свободы – 11, лейбористская Партия труда – 10.
Остальные претенденты не преодолели пятипроцентный барьер, однако некоторым все же удалось провести нескольких депутатов по одномандатным округам. По три места будет у "Избирательной акции поляков Литвы – Союза христианских семей" (ИАПЛ-СХС) и у Социал-демократической партии труда Литвы (СДПТЛ), по одному мандату удалось вырвать кандидатам от Литовской партии зеленых и партии "Свобода и справедливость".
Также в Сейме будет четверо самовыдвиженцев. Среди них – бывший сторонник президента Роландаса Паксаса Пятрас Гражулис. Последнего называют старожилом, так как депутатом парламента он стал уже в седьмой раз. Впервые Гражулис был избран в Сейм в 1996 году.
Сейчас в копилке у так называемых правых партий – консерваторов, либералов и ультралибералов – сегодня 74 мандата из 141. Этого хватает для создания правящего и блока и коалиционного правительства. У их конкурентов – 61 мандат. Есть вероятность, что к ним присоединятся два-три самовыдвиженца, но это не точно.
Кстати, ко всеобщему удивлению депутат-одномандатник Альгирдас Буткявичюс, представляющий Литовскую партию зеленых, выразил желание присоединиться к фракции "Движения либералов". Это случай из ряда вон, поскольку в недавнем прошлом Буткявичюс был премьер-министром и лидером социал-демократов.
С другой стороны, вся эта ситуация отлично раскрывает всю подноготную литовской политической системы как таковой, где на первом месте стоят интересы, а идеология вторична.
Не хватило совсем чуть-чуть
Невзирая на восторг консервативно-либерального истеблишмента по поводу поражения "аграриев", громкие заявления о том, что СКЗЛ проиграла, сильно преувеличены.
Скорее, не выиграла, но не более. По итогам двух туров у СКЗЛ в копилке 32 мандата. Для правящей партии, которая четыре года была у власти, это хороший результат.
Прямым подтверждением тому служат прошлые выборы. В 2016 году правящие соцдемы оказались лишь на третьем месте, получив 17 мандатов, при этом тогда в стране не было ни кризиса, ни глобальных эпидемий. Жизнь налаживалась, экономика и благосостояние граждан росли, но избирателям этого оказалось мало.
Между тем "аграриям" в этом году пришлось несладко, но правительство Саулюса Сквернялиса, по оценкам международных организаций и европейских партнеров, отлично совладало с кризисом.
Безусловно, потери СКЗЛ более чем внушительны: в 2016 году на волне популярности, будучи новичками, они получили 54 мандата. За эти годы поддержка существенно поубавилась, но она по-прежнему остается весомой. За это время партия стала полноправной общереспубликанской силой, отстоявшей свое место под солнцем.
Основной электорат "аграриев" – жители регионов и местечек, где они могут похвастаться сильным и стабильным результатом, однако исход кампании решается в городах.
На этих выборах крупнейшие города страны покорились магии консерваторов. Они взяли почти все округа в Вильнюсе и Каунасе, лишь в двух районах первое место вырвали представители либеральных сил, но, как я (автор Николай Васильев – прим. Baltnews) уже писал, консерваторы и либералы близки друг другу по духу.
Левоцентристы потерпели полное фиаско – ни "аграриям", ни соцдемам, ни лейбористам не удалось провести ни одного депутата ни в столице, ни в Каунасе, ни в Клайпеде, ни в Шяуляй, ни в Паневежисе, ни даже в Утяне.
К слову, в этом городе и примыкающих районах баллотировался лидер СДПЛ Гинтаутас Палуцкас. Его разрыв с оппонентом-консерватором минимален, речь идет о пяти голосах, однако факт остается фактом – вожак красных там проиграл.
Если бы выступление потенциальных партнеров "аграриев" было бы более удачным, то сегодня все было бы иначе.
Социологические прогнозы говорили о том, что пятипроцентный барьер, помимо условных левых в лице "аграриев", соцдемов и лейбористов, преодолеют партия "Свобода и справедливость", а также ИАПЛ-СХС, но этого не случилось.
Однако если "полякам" не хватило совсем чуть-чуть – они получили 4,80%, то за "Свободу и справедливость" проголосовало меньше 2% избирателей.
В итоге надежды "аграриев" на сохранение правящей коалиции, где они играли бы роль первой скрипки, не увенчались успехом.
С другой стороны, если бы СКЗЛ сохранил власть, это стало бы своеобразной сенсацией, поскольку в Литве еще не было случая, чтобы хоть одна партия смогла удержать правящую коалицию в течение восьми лет.
Каждые четыре года власть в стране меняется. Как правило, она переходит из рук консерваторов к соцдемам и обратно. Лишь один раз в Литве был случай, когда премьер задержался на два неполных срока – в 2001–2006 годах, когда правительство возглавлял покойный Альгирдас Бразаускас.
Приоритеты и расхождения
Консерваторы и либералы сходятся по многим направлениям: победившая тройка ставит во главу угла вопросы, связанные с просвещением и политикой инноваций. Партии обещают реформировать систему образования, улучшить положение педагогов, уделить особое внимание обучению в области IT-технологий.
Также у партнеров нет существенных разногласий по вопросу выстраивания отношений с Россией. Консерваторы и либералы славятся как жесткие сторонники антироссийского курса, поэтому в ближайшие годы напряженность Вильнюса с официальной Москвой может лишь возрасти, хотя, казалось бы, куда уж хуже.
Вместе с этим партии максимально активно поддерживают белорусскую оппозицию и протестующих, поэтому и с Минском все сотрудничество может сойти на нет.
Помимо прочего, все три партии активно выступали с критическими заявлениями в адрес Китая.
Тем не менее различия либералов и консерваторов активно проявляются, когда речь заходит о правах человека. И Партия свободы, и Движение либералов посвятили этому вопросу отдельное место в своих программах, а вот в программных документах консерваторов это определение отсутствует в принципе.
Партия свободы и Движение либералов также активно высказываются за необходимость узаконить институт партнерства, который регламентирует отношения гомосексуальных пар и откроет путь к возможной легализации однополых браков.
Консерваторы более осторожны в этом вопросе, хотя лидеры партии в лице Габриэлюса Ландсбергиса и кандидата на пост премьера Ингриды Шимоните благосклонно отзывались об этой инициативе.
Одновременно либералы немало говорят о правах национальных меньшинств, а избранный депутат от Партии свободы Эвелина Домбровска, которой прочат один из парламентских комитетов, является одним из главных авторов нового проекта Закона о нацменьшинствах.
Литовские поляки и русские давно указывают на необходимость принять этот важный для меньшинств акт, но двум последним Сеймам сделать этого не удалось, хотя правящие коалиции были левыми.
Более того, ИАПЛ-СХС была не оппозиционной, а правящей партией, но рычагов для принятия решения ей все же не хватило.
Также у либералов могут возникнуть серьезные расхождения с консерваторами по вопросу Польши. Эта страна – стратегический партнер Литвы, но в последнее время Евросоюз резко критикует Варшаву за поползновения на свободу слова, ограничения независимости судов и прессы, а также за нарушения прав человека, когда речь заходит о сексуальных меньшинствах.
До сих пор Вильнюс поддерживал Варшаву, оправдывая польское руководство. Консерваторы не хотели бы корректировать этот вектор, но у либералов другое мнение.
Замглавы партии "Движение либералов", депутат Симонас Гентвилас в ходе первой пресс-конференции по итогам выборов уже заявил, что Литва не может закрывать глаза на упомянутые и явные нарушения лишь по той причине, что Варшава – стратегический партнер Вильнюса.
Новое правительство – новые лица
Пост главы кабмина должна получить Ингрида Шимоните, однако, что делать с остальными министерствами, пока неясно. Известно, что партия "Движение либералов" обозначила свои приоритеты и уже озвучила несколько имен. Либералы хотели бы получить посты министров окружающей среды, экономики и инноваций, образования и, возможно, науки и просвещения.
На пост министра сельского хозяйства они прочат Виктораса Пранцкетиса, который сегодня является спикером Сейма.
Заведовать Минприроды хотел бы депутат, житель Клайпеды Симонас Гентвилас, опробовать свои силы на посту главы Минэкономики мог бы вице-мэр Каунаса Симонас Кайрис. Между тем председатель партии Виктория Чмилите-Нильсен претендует на роль спикера Сейма. По ее утверждению, вторая по величине партнерская фракция имеет все права на то, чтобы получить этот пост.
Ультралиберальная Партия свободы под руководством Аушрине Армонайте в первую очередь нацелена на Министерство науки и просвещения. На этот пост от их политической силы претендует бывший ректор Вильнюсского университета, профессор, физик Артурас Жукаускас.
Рассуждая о приоритетах после выборов, лидер либертарианцев уклонилась от ответа на вопрос, кого партия прочит на другие позиции, но вместе с этим подчеркнула, что пост министра здравоохранения следовало бы занять не медику, а профессиональному менеджеру.
Безусловно, самые сильные позиции у консерваторов, и у партии есть люди, готовые возглавить почти все министерства. По неофициальным данным, должность министра иностранных дел предложена действующему руководителю представительства Еврокомиссии в Литве Арнольдасу Пранцкявичюсу.
На нее также претендуют депутаты Аудронюс Ажубалис, который уже возглавлял МИД в 2010–2012 годах, а также парламентарий Лауринас Касчюнас. Оба политика – представители крайне правого крыла СО-ХДЛ.
На пост главы Минсоцзащиты претендует депутат Моника Навицкене, Минэнерго может достаться вице-мэру Вильнюса Валдасу Бенкунскасу, Минобрнауки – бывшему врио Каунасского технологического университета Юргите Шюгждинене, Минобороны – бывшему командарму Аудрюсу Поцюсу, а Минкультуры – депутату Витаутасу Юозапайтису, известному оперному солисту и педагогу.
Как пройдут переговоры, что ждет Литву в ближайшие четыре года, и оправдают ли правые запросы своего избирателя – эти вопросы пока открытые. Между тем политический симбиоз в лице консерваторов и либералов уже руководил страной в 2008–2012 годах.
Этот период ознаменовался сокращением госрасходов, увеличением налогов, сокращением зарплат и пенсий, ударом по общественному сектору. Посмотрим, как они справятся на этот раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.