Выборы в Сейм Литвы: победу правым принесли большие города

Голосование на избирательном участке во время второго тура выборов Сейм в Вильнюсе, 25 октября 2020
AP Photo / Mindaugas Kulbis

Лейла Акбашева

Тема: Парламентские выборы в Литве – 2020

В Литве завершились выборы в парламент 13-го созыва, которому предстоит в новом составе работать до осени 2024 года. Уже можно подвести предварительные итоги.

В Литве завершился второй тур выборов в Сейм. Главизбирком признал выборы состоявшимися. Теперь в новом составе парламенту страны придется работать до осени 2024 года. 5%-ный барьер сумели преодолеть шесть партий. Всего по итогам двух туров избран 141 депутат.

Портал Baltnews вместе с постоянным собеседником редакции Сергеем Резником из Вильнюса подводит некоторые итоги выборов в литовский парламент.

Сергей Резник
BALTNEWS.lt / Маргарита Кох
Сергей Резник

– Сергей Трофимович, вместе с вами мы наблюдали за предвыборной гонкой и выборами в Сейм Литвы с весны. 25 октября в 20.00, когда закрыли участки для голосования, они завершились. Какие у вас сложились впечатления?

– Порадовала неожиданно высокая активность избирателей. Порог явки в 25% страна преодолела сразу после полудня, а всего во втором туре выборов приняли участие без малого 40% граждан, обладающих правом голоса.

Вопреки прогнозам, к избирательным урнам пришло много молодежи. Это отрадный факт. Он как минимум сигнализирует о двух вещах.

Первая – у общества есть запрос на перемены. Не случайно в парламент 13-го созыва, которому предстоит работать до 2024 года, не прошли старожилы, отсидевшие в Сейме по 20–28 лет.

Наверное, на этапах становления государства нынешние пенсионеры были действительно нужны. Например, зубры наподобие Гедиминаса Киркиласа, бывшего соратника покойного президента Альгирдаса Бразаускаса.

Киркилас на каких только участках ни работал. Был главой Минобороны, премьер-министром, вице-спикером, руководителем ведущих парламентских комитетов, в том числе по делам Европы.

Но время потребовало новых лидеров и новых идей, поэтому избиратели указали уставшему политику на дверь.

Не у дел оказалось немало известных фамилий. Даже министру иностранных дел Линасу Линкявичюсу, вероятно, предстоит искать новую работу, не говоря о фигурах калибром помельче.

Уйти пришлось примерно одной трети депутатов. Вместо них увидим 49 свежих лиц и посмотрим, удачной ли оказалась ротация.

– Второй тур многое решал?

– Во втором туре участвовали кандидаты от 11 партий, в том числе – от непрошедших в Сейм. В общегосударственном масштабе он давал шанс одной из двух партий-победительниц первого тура выбиться в явные лидеры.

Тем более, что округов, где между собой состязались кандидаты от консерваторов из партии "Союз Отечества – Христианские демократы" и от аграриев из партии "Союз крестьян и "зеленых" Литвы" сформировалось достаточно много.

Литовские политологи даже назвали второй тур "линией перелома". В том смысле, что партия-победитель получает беспрецедентный шанс десять и более лет доминировать на политическом Олимпе.

А проигравшим предстоит все это время зализывать раны, реформироваться, менять стратегию и тактику, консолидировать электорат, что всегда дается непросто.

Партии второго, так сказать, круга получали возможность за счет побед своих выдвиженцев в одномандатных округах укрепить позиции парламентских фракций и стать более лакомыми кусочками для той политической силы, которой предстоит формировать новую правящую коалицию.

Наверное, не стоит сбрасывать со счетов и личные амбиции кандидатов. Например, в Вильнюсе премьеру Саулюсу Сквернялису пришлось во втором туре бороться против серой мышки из партии консерваторов.

Причем по итогам первого тура дамочка шла впереди, что называется, на два корпуса. В итоге премьер прогорел с треском: 31,50% голосов против 66,29%. Отставание в два раза сократить не удалось.

Несомненно, это удар не только по самолюбию амбициозного и привыкшего к победам руководителя кабинета, но и по всему правительству, министры которого всегда были не слишком популярны.

Пощечину от избирателей в одномандатном округе получил спикер Сейма, либерал Викторас Пранцкетис. Опытнейший политический интриган, консерватор Юргис Разма набрал в два раза меньше голосов, чем его конкурент. Проиграли в одномандатных округах русофобы Аудронюс Ажубалис, Кястутис Масюлис и Лауринас Касчюнас, что тоже сигнал – ненависть к России утомила литовцев.

Кстати, выбор судьбы оказался очень ироничным. Она постаралась столкнуть лбами многих из тех, кого принято называть авторитетами. Сошлись два, выиграл кто-то один. Выходит, второй одномандатник оказался и не таким уж авторитетным для избирателя.

Завершая, хочу отметить: люди выступили очень инертно в тех районах, где выбор не решал ничего. Члены Главизбиркома удивлялись низкой активности на избирательном участке, расположенном на окраине литовской столицы.

Но чему удивляться? Там отношения выясняли консерватор Агне Билотайте и Рита Бальчюнене из свежеиспеченной Партии свободы. Ни одна, ни вторая с этой польско-белорусской окраиной Вильнюса никак не связаны. Поэтому не все ли равно, кто возьмет верх, если людям от своего народного избранника окажется ни тепло, ни холодно?

– Меркантильные интересы двигают ими?

– Не стоит удивляться. Граждане Литвы хотят достойно жить здесь и сейчас, а не через тридцать лет. Поэтому голосуют за тех кандидатов в депутаты Сейма, кто способен поднять на новый уровень районную инфраструктуру, отремонтировать дороги и дворы, провести реновацию школы, детского сада.

Одним словом, выбирают реальные дела в пользу обещаний отстаивать их интересы в ООН, Европарламенте, углублять интеграцию Украины с ЕС или противостоять, как любят в Литве говорить, все более и более агрессивной России.

Обывателю безразлично, отравили Навального или мужичок сам съел что-то некачественное. Обыватель о Навальном ничего знать не желает. А вот уличное освещение в своем районе его волнует сильно, поскольку дети не должны возвращаться вечером из школы в темноте.

Лучший пример сказанному: провал популярной виленчанки Ромуальды Пошевецкой в округе, населенном поляками. Она проиграла более состоятельной конкурентке из стана "Союза Отечества – Христианских демократов".

– Уже известно, что верх по итогам выборов в Сейм Литвы 13-го созыва взяла именно эта партия. У нее 49 депутатских мандатов. Что дальше?

– Литовским консерваторам удалось взять большие города, что и обеспечило им победу на выборах. У четыре года стоявших у власти аграриев – только 32 места в парламенте.

Правые уже ведут переговоры с двумя либеральными партиями о коалиции. У "Движения либералов" – 12 мест, у Партии свободы – 11. В сумме у правоцентристской коалиции может оказаться 72 мандата из 141.

Думаю, лидеры этих политических сил в ночь после выборов уже прощупали друг друга и очертили круг своих интересов. Например, "Движение либералов" рассчитывает оставить за собой кресло спикера Сейма и три-четыре министерства, включая Минприроды, Мининоваций, Минобразования и, возможно, Минздрав.

У победивших консерваторов свои амбиции. Спикером они видят партийного вожака Габриэлюса Ландсбергиса, премьером – экс-министра финансов Ингриду Шимоните и хотят получить львиную долю министерских портфелей, включая МИД, Минобороны, МВД и Минфине. Это разумно: силовики и деньги должны находиться под контролем.

– Как быстро удастся сформировать коалицию?

– Воспользуюсь шуточным прогнозом синоптиков: хорошая или плохая погода будет – сказать трудно, но будет обязательно. Так и с коалицией: быстро она сложится, или формирование затянется по времени, но ее не миновать.

Беда "Союза Отечества" в том, что эта партия традиционно не склонна к компромиссам. Переговоры всегда ведет тяжело, наезжая на партнера своим авторитетом.

Думаю, политические торги предстоят очень серьезные, особенно за ключевые министерские портфели, за кресла председателя парламента, вице-спикеров и руководителей основных комитетов.

Избирателей ждут очень интересные две, две с половиной недели перед первым заседанием Сейма Литвы 13-го созыва.

Ссылки по теме