Марцин Пшидач, заместитель главы польского МИД, сразу прокомментировал решение белорусских властей сократить количество польских дипломатов в Минске, утверждая, что на самом деле оно является ударом по интересам самих белорусов.
По его словам, это в первую очередь касается сотрудников консульства, что приведет к сокращению количества виз, выдаваемых гражданам Беларуси.
Аргумент не очень понятный, хотя бы учитывая факт, что 1 июля вступило в силу соглашение Белоруссии и Европейского союза об упрощенном порядке выдачи виз. Да и заявок на визы стало меньше еще в 2019 году (650 тыс. по сравнению с 700 тыс. годом раньше), не говоря уже о 2020 году с его эпидемическими ограничениями и приостановкой международного сообщения.
В сентябре Польша и Литва заявили о том, что намерены принимать у себя "политических" мигрантов, дополнительно смягчая визовый режим. Поэтому не стоит ожидать, что белорусов особенно расстроит факт сокращения количества консульских сотрудников.
Точно так же не расстроит это политическое руководство страны, которое многократно заявляло о том, что прекрасно понимает цель поездок многих, особенно молодых белорусов в соседнюю Польшу и Литву.
Официальный Минск точно не заинтересован в обучении и подготовке очередных кадров для попыток цветной революции. Решение белорусских властей вполне предсказуемо.
После "официальных" визитов Светланы Тихановской в Варшаве и ее деятельности в Вильнюсе, после многочисленных откровенно враждебных заявлений польских и литовских политиков в адрес белорусского руководства можно только удивляться, что данное решение не было принято намного раньше. Видимо, в Минске некоторые еще испытывали иллюзии по поводу так называемой многовекторной внешней политики.
Сокращение количества дипломатов – лишь одно из доказательств того, что в Минске пришли к определенным выводам в пользу окончательного отказа от политического сотрудничества с Польшей и Литвой. Примерно два года назад все выглядело совсем иначе.
Варшава и Вильнюс объявляли свою готовность и желание к перезагрузке отношений с восточным соседом. В Минске многие поверили, что многочисленные официальные делегации из Польши и Литвы свидетельствуют о новом уровне отношений, качественном прорыве и партнерстве. Литва проиграла весь переговорный потенциал в Минске, "признавая" Тихановскую в качестве законно избранного президента.
На самом деле этого стояло ожидать еще с 2018 года. Именно тогда ушел в отставку министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, который пытался наладить сотрудничество с Минском.
Глава МИД, а также тогдашний спикер польского сената Станислав Карчевский регулярно встречались с белорусскими партнерами, посещая Беларусь и встречаясь с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
Отставка Ващиковского должна была стать сигналом: польско-белорусскими отношениями стали заниматься совершенно другие люди.
Политика Варшавы в отношении к Минску координировалась неофициальными структурами, которые теоретически формально не связаны с политическим руководством страны, но небезосновательно считаются достаточно влиятельными, чтобы добиться отставки министра.
Одна из них – телеканал "Белсат", который вещает с 2007 года. Проект был создан в рамках польской гостелекомпании, но получал поддержку из разных источников, в том числе от иностранных правительств, в основном США и Великобритании. Также было подписано соглашение "Белсата" с МИД.
В 2017 году министр Ващиковский сообщил, что МИД намерен прекратить финансирование проекта. В начале 2018 года был вынужден подать в отставку, а финансовая поддержка из госбюджета была немедленно возобновлена. При этом "Белсат" занимался информационным обеспечением последних протестов в Беларуси.
Понимая все это, не стоит удивляться, что в Минске сделаны соответствующие выводы. Польша, как и Литва, на многие годы лишились даже минимального переговорного потенциала в Беларуси. "Имперские" амбиции закончились плачевно. Судьбу реформ в Беларуси будут обсуждать в более нейтральных и лучше проинформированных столицах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.