Польша, Литва и Румыния предлагают ЕС дать их соседке безвиз, однако Александр Лукашенко пока еще не отрекся от власти, что делает такой шаг весьма поспешным. Более того, среди населения страны нет идеологической накачки, как на Украине, при которой доступ в Европу якобы решает абсолютно все проблемы общества и экономики.
Беларусь – це Европа?
Протесты в Белоруссии не утихают. Но судя по тому, что происходит в информационном поле Европы, более важным уже является не физическое присутствие митингующих на улицах Минска, а мнение европейских стран по поводу происходящего в этой стране. В центре внимания ведущих изданий ЕС уже не белорусские протестующие, а легитимация их предводителей.
Параллельно с этим Польша и Литва пытаются как можно скорее протолкнуть идею "Белоруссия – это Европа".
Пока бывший кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская призывает Евросоюз вводить новые санкции против действующей власти своей страны, Польша, Литва и Румыния обратились в ЕС с просьбой дать Белоруссии безвизовый режим, обеспечить доступ к финансовым институтам и помощь в присоединении к ВТО. Разумеется, правительства балтийских и других восточноевропейских государств делают это не из любви к демократии, а преследуя свои локальные интересы.
Кому нужен украинский шаблон
Призывы сделать восточноевропейское государство частью "цивилизованного" европейского мира в тот момент, когда в стране бушуют протесты и совершается попытка сместить власть – это уже знакомая и неплохо отработанная схема, которую очень хорошо видно на примере Майдана 2014 года в Киеве. Правда, в случае с Украиной главная линия поддержки по смещению власти шла со стороны США, а в ситуации с Белоруссией активность проявляют игроки рангом явно пониже.
Зато энтузиазма Польше с Литвой не занимать. В начале осени они настойчиво требовали от Евросоюза, чтобы тот признал президента Александра Лукашенко нелегитимным. В итоге у них получилось. Напомним, глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель уже открыто называет действующего главу Белоруссии нелегитимным президентом и анонсирует пересмотр отношений ЕС с правительством этой страны.
Теперь Польша и Литва пытаются мобилизовать все свое влияние внутри ЕС, чтобы страна, где идут протесты, как можно скорее стала западно-ориентированной. Желание поскорее добиться этого заставляет некоторые восточноевропейские государства задействовать даже региональные объединения.
К примеру, польский премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что страны Вишеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) готовы ввести безвизовый режим для граждан Белоруссии. Но главное – это, конечно, призывы предоставить пакет помощи для демократических и экономических преобразований в Белоруссии.
Впрочем, как отметил в беседе с Baltnews политолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин, Польша и Литва это не просто так предлагают.
"Если главарям протестующих удастся захватить власть в Белоруссии, нужно же что-то дать "победителям". Когда они начнут закрывать серьезные производственные предприятия в стране и поругаются с российским правительством, очень важно предложить якобы достойную альтернативу", – рассказывает политолог.
Эксперт напомнил, что до этого момента Евросоюз вообще ничего не предлагал белорусам. В связи с этим даже среди митингующих рано или поздно возникнет справедливый вопрос: "А зачем мы вообще устраиваем протесты, ну отречется Лукашенко от власти, а дальше что?". Польша и Литва это понимают, поэтому и уговаривают Старую Европу дать митингующим в Белоруссии потенциальный "пряник".
"Не думаю, что Германия и Франция в восторге от инициатив непосредственных организаторов "беломайдана". Польша и Литва в этом плане вообще серьезно подставили Евросоюз, который изначально придерживался позиции "давайте, чтобы в итоге не как на Украине все вышло". Теперь его склоняют именно к этому", – сказал политолог.
По его мнению, "все эти телодвижения Польши и Литвы связаны с имперскими замашками".
"Они хорошо помнят, что когда-то Речь Посполитая составляла серьезную конкуренцию тогда еще Московскому государству. В связи с этим они хотят если не вернуть этот статус, то хотя бы немного нарастить геополитическое преимущество в регионе. Предлагая ЕС сделать безвиз для Белоруссии, Польша с Литвой занимаются решением сугубо своих локальных задач", – заключил Стоякин.
Плохое время для торжества демократии
Очевидно, что Западной Европе пополнение ЕС сейчас вообще не интересно. У правительства Германии и Франции на повестке дня стоят задачи более серьезные, к примеру – торговые войны с США, экономический кризис, пандемия.
При этом некоторые периферийные страны прекрасно понимают, что в будущем Евросоюз будет все меньше интересоваться делами Восточной Европы, да и следующий бюджетный цикл ЕС ничего хорошего странам-донорам союза не сулит.
Это значит, что нужно выжимать максимум поддержки от Европарламента, Еврокомиссии и других ведомств союза, пока еще есть возможность.
Другой вопрос, а есть ли какие-то серьезные аргументы у восточноевропейских стран, чтобы сегодня заставить ЕС выдать безвиз для белорусов. По мнению вице-президента Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрея Максимова тут работает концепция мягкой силы, но проблема в том, что время не самое подходящее. Из-за пандемии даже поляки и литовцы не во все страны ЕС сейчас могут попасть, куда уж белорусам.
"Действия властей Польши и Литвы можно понять, им нужно как-то замотивировать предводителей сторонников оппозиции в соседнем государстве. Именно поэтому задача ставится максимально широко – сменить мировоззренческую мотивацию в Белоруссии с евразийской на европейскую. Подобное уже сделали с Украиной", – считает эксперт.
Но в условиях пандемии просто так дать доступ десяти миллионам человек для пересечения границ ЕС не выйдет. Безвиз, как подчеркивает вице-президент РАПК, в подобных условиях может носить для Белоруссии исключительно декларативный характер. Хотя сама стратегия, нужно признать, не нова. Еще в 2000-х были попытки заинтересовать молодое поколение этой страны переездом в страны ЕС. Сейчас Польша и Литва, куда, кстати, и так ездят белорусы, хотят усилить этот эффект.
Но проблема в том, что у Литвы нет рычагов, за счет которых она могла бы убедить ЕС это сделать. У Польши с этим чуть лучше, но сейчас она слишком негативно настроена по отношению к некоторым ведущим странам союза. Есть и проблема мотивации для привлечения Белоруссии в европейскую семью.
"Все, что могут сейчас Польша и Литва предъявить в качестве повода, – это безумные в разной степени радикальности тезисы о фальсификации выборов в Белоруссии и отравлении Алексея Навального, что в сумме дает вроде как острую необходимость во всеевропейской консолидации сил. Еврокомиссия на это не клюнет. Правда, идею могут поддержать Европарламент или ПАСЕ, которым вообще очень удобно заниматься "внешней угрозой" в виде "агрессивной России", а не реальными внутренними проблемами Евросоюза", – заключил Андрей Максимов.
Слишком рискованная многоходовка
Пока президент Александр Лукашенко со своего поста не ушел и никому из оппозиционеров свой пост не предлагает. Более того, никто сейчас не даст гарантий, что протестующие обязательно лишат его власти. Это значит, что Польша и Литва идут ва-банк.
Ведь, если Евросоюз согласится предоставить безвиз, а Лукашенко останется в президентском кресле, придется спешно забывать о том, что Белоруссии пора в европейскую семью. Видя все это, Старая Европа может формально пойти на поводу у своих балтийских партнеров, а на практике обойтись полумерами.
"ЕС, сильно подозреваю, на безвиз не пойдет. Вопрос этот будет долго рассматриваться, а обещания будут даваться только в случае правильного в понимании Европы процесса транзита власти в Белоруссии. В случае ухода Лукашенко из власти по какому-нибудь из сценариев безвиз могут ввести, но по украинскому формату – то есть туристический, а не рабочий", – рассказал Baltnews ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров.
Очевидно, что помогать Белоруссии финансово для вступления в ВТО Германия и Франция тоже не захотят. Западная Европа прекрасно понимает, что Польша и Литва хотят деньгами ЕС решить свою локальную задачу – привязать Белоруссию к себе, обещая ей все блага европейской семьи, а на деле превращая ее в свой придаток с дешевой рабочей силой и потенциальным рынком сбыта.
В итоге все, чего в перспективе могут добиться Польша и Литва, – это расплывчатые обещания ЕС о финпомощи для Белоруссии и безвизе, разумеется, туристическом.
"Пряник" для белорусского социума, которому вскоре, кроме идеи "скинем Лукашенко", понадобится что-то более логичное, выходит какой-то пресный.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.