Сегодня так, а завтра этак. Куда держит курс "многовекторный" президент Литвы

Президент Литвы Гитанас Науседа

Игорь Черников

Самые авторитетные литовские политики склонны утверждать, что внешняя политика, которую выстраивает команда президента Гитанаса Науседы, зашла в тупик, в конце которого света нет.

В центре столицы Литвы планируют открыть для Светланы Тихановской первое в мире "посольство свободной Белоруссии". Известен адрес – улица Вильняус, дом 20.

Новость озвучил кандидат в депутаты Сейма Литвы Артурас Зуокас, когда-то работавший мэром Вильнюса. Но в данный момент экс-градоначальник никакой должности не занимает. У партии, которую он ведет на выборы, нет денег даже на рекламу. Встает вопрос: кто придумал проект дипмиссии несуществующего государства, профинансировал и намерен реализовать?

На официальном сайте министерства иностранных дел ответ найти не удалось. Ничего не сказала на эту тему и пресс-служба президента. Однако сомнений быть не может – без поддержки этих двух важнейших государственных институтов никто в Литве не осмелился бы затевать такую авантюру.

Пока не известна реакция официального Минска. 5 октября Белоруссия отозвала для консультаций своего посла Валерия Барановского. Следует отметить – Литва тоже отзывает для консультаций посла Андрюса Пулокаса, хотя еще 2 октября глава МИД Линас Линкявичюс такого даже в мыслях не допускал.

Именно тогда Минск предложил Вильнюсу сократить штат дипломатов с таким расчетом, чтобы в посольствах двух соседних стран осталось по 14 человек. Столько белорусских дипломатов трудится в Литве. Литовцев в Минске – 25.

В ответ в Вильнюсе посмеялись и назвали предложение глупым капризом агонизирующего режима. "Мы точно не намерены отзывать [посла] на консультации и точно не будем ничего предпринимать в вопросе сокращения персонала", – так Линкявичюса цитировали ведущие СМИ.

А в итоге литовское внешнеполитическое ведомство проиграло белорусскому в элементарном вопросе, который, к тому же, давно регламентирован международными соглашениями, в частности – Венской конвенцией. Сегодня Линкявичюс изворачивается: предложение о сокращении литовского аппарата в Минске было завуалированным, поэтому сразу его не услышали:

"Нашей целью является максимальное сохранение дипломатических контактов... Временное приглашение послов для консультаций послужит сокращению напряжения и будет способствовать сохранению дипломатического представительства на высшем посольском уровне". 

То вверх, то вниз

Однако факт остается фактом: уровень дипломатической культуры, как и уровень выучки топ-менеджеров внешнеполитического ведомства при действующем министре упал ниже плинтуса. Вопрос "устраивает ли президента Литвы Гитанаса Науседу существующее положение дел?" вообще не стоит, поскольку на белорусском направлении он сам впадает из одной крайности в другую.

В сентябре 2019 года официальный Вильнюс говорил, что готов улучшать отношения с Белоруссией, обещая при этом придерживаться прозападного курса. В первую очередь президентуру пугали двустороннее оборонное сотрудничество Минска и Москвы, их взаимодействие в форматах ОДКБ и ЕАЭС.

Со стороны Литвы прогнозы сводились к предположению, что к 2024 году Россия аннексирует Белоруссию. "Литовцы – лучшие друзья Минска, потому что беспокоятся о его свободе, о независимости, о территориальной целостности соседней страны. Литва категорически против повторения сценария ДНР-ЛНР у своих границ", – рассуждал бывший посол Литвы в США Жигимантас Павиленис, которого не одергивали.

Более того, Аста Скайсгерите, советник Науседы в вопросах внешней политики, утверждала, что Минск в ответ шлет обнадеживающие сигналы.

Год спустя риторика изменилась: глава государства перешел от налаживания диалога к осуждению Минска. В Литве называют президента Александра Лукашенко нелегитимным и ручкаются с Тихановской, имя которой – никто.

Такую "многовекторность" аппарат президента Литвы приветствует. Та же Скайсгерите не стесняется: президент хочет влиять на процессы в Белоруссии. В этом смысле позиция президентуры не изменилась: Литва всегда будет "защищать" права человека, которые по соседству "не соблюдаются". Белоруссия, в свою очередь, не стремится сотрудничать с Западом, предпочитая консультации только с Москвой.

Наглость неслыханная: сами являются внешним фактором нестабильности, поддерживая беспорядки, нагнетают напряженность и сами упрекают Лукашенко за самостоятельную партнерскую политику.

Сложно дается антибелорусская повестка

В Европе лучше, чем в Прибалтике понимают, что у Минска есть выбор партнеров, и он вправе отдать предпочтение наиболее выгодным из них. Можно допустить, что, унизительно называя Литву "бывшей советской республикой Литва", администрация Лукашенко вычеркивает Вильнюс из партнерского списка.

На чем в данный момент настаивает многоликий Науседа? Только на антибелорусских санкциях. Так, чтобы рестрикции непосредственно затронули белорусского лидера. Как мыслит президентская команда, они должны стать всемирными, а тон задавать, разумеется, будут Литва и чуть-чуть Польша.

Вильнюс рассчитывает добиться переговоров Лукашенко с координационным советом оппозиции. Конечная же цель прибалтийского государства – свержение главы Белоруссии и усиление своего влияния в республике.

Происходящее в Белоруссии – это "кризис авторитарной власти, которая никак не может принять логику демократии и держится силой". Так считают на площади Дауканто, не замечая, что вмешиваются во внутренние дела Белоруссии.

Даже в собственной стране такие инициативы не всегда находят поддержку.

Например, Вигаудас Ушацкас, бывший посол ЕС в РФ, считает, что эффективнее, по примеру Вышеградской группы, искать позитивную повестку, напоминать о возможностях, которые откроют перед Минском свободная торговля, безвиз, миллиардные кредиты и другие альтернативы.

К слову, именно об этом в Вильнюсе говорил президент Франции.

Политические игры оборачиваются для Литвы экономическими проблемами, которые еще впереди. Правда, дальнобойщики уже жалуются на дополнительные расходы, порожденные простоями на белорусской стороне границы. Очереди в 300–700, а то и в тысячу тягачей стали нормой.

При бывшем президенте Литвы Дали Грибаускайте автоперевозчики от антироссийских санкций теряли миллиард евро, при Гитанасе Науседе от антибелорусских потеряют еще по 500 млн ежегодно.

Проблемы есть и у простых людей. Физические лица могут перемещать через границу лишь товары для личного пользования. Ограничения касаются в первую очередь продуктов питания – товаров, на которых могут отыскаться различные инфекции. Следовательно, никаких конфет, тортов, кофе и домашних заготовок провести не удается.

Это при всем том, что люди, по обе стороны проживающие близко к границе, теснейшим образом связаны семейными и родственными узами, а на горизонте уже маячат католическое Рождество и Новый год с обязательными праздничными подарками.

А в Минске уже всерьез говорят о развороте нефтепродуктов, калийных удобрений, других товаров из прибалтийских портов в направлении российской Усть-Луги через собственные логистические центры.

Можно предположить, что президент Литвы не придает значения потенциальным угрозам. Возможно, премьер Саулюс Сквернялис плохо информирует работодателя, настаивая на потерях, которые для Минска будут неизбежными.

На месте Гитанаса Науседы лучше бы прислушаться к бывшему российскому послу, который в данном вопросе компетентнее Сквернялиса:

"Минск сумеет договориться с Москвой о компенсациях. Этот вопрос, без сомнения, будет успешно решен. К тому же следует учитывать опережающее развитие портов северо-запада России, четыре из которых уже занимают первые места по перевалке грузов на Балтике. Их возможности и перспективы, особенно Усть-Луги, практически не ограничены. Этот порт, кстати, по своей мощности уже сейчас равен совокупной мощности всех балтийских портов".

"Многовекторность" на деле ничего общего не имеет со спекуляциями в текущий момент.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме