Постройка газопровода долго откладывалась, однако в 2021-м наконец начались строительные работы. Варшава даже отчиталась о завершении подводной части магистрали, впрочем, это еще не значит, что все игроки в регионе выиграют от запуска такого проекта.
В середине ноября 2021 года польский газовый оператор Gaz-System отчитался о завершении работ на самом сложном участке строительства газопровода Baltic Pipe. Речь идет о подводной части этой магистрали. Выполнение последнего шва на этом участке трубы де-факто связало коммуникацию между побережьями Дании и Польши.
Baltic Pipe – газопровод, который начинается на территории Норвегии, где в него и будут закачивать газ, затем магистраль проходит через Данию и заканчивается в Польше. Благодаря ему, как утверждало на протяжении всего 2021 года правительство восточноевропейской страны, Варшава освободится от зависимости от российского "голубого топлива".
Взамен, правда, Польша получит зависимость от более дорогого норвежского, но об этом ни глава восточноевропейского государства Анджей Дуда, ни представители Gaz-System предпочитают перед телекамерами не говорить. Польская компания уверяет, что Baltic Pipe должен заработать уже в 2022 году.
Построить – дело не хитрое, но зачем?
Первый и самый очевидный изъян газопровода – это экономическая целесообразность для его участников. Стоит отметить, что прототип Baltic Pipe задумывался еще в далеком 2001 году, когда датская нефтегазовая компания DONG и польская PGNiG подписали соглашение о строительстве газопровода.
В консорциум по постройке магистрали из Дании в Польшу было даже предложено позвать норвежскую Statoil (теперь это Equinor), однако проект довольно скоро признали экономически нецелесообразным. У Дании нет месторождений, чтобы наполнять трубу, а поставки из Норвегии уже тогда обходились бы Польше гораздо дороже, чем импорт "голубого топлива" из России.
Проект постройки газопровода в разных вариациях неоднократно пытались перезапустить вновь в 2007, 2009 и в 2010 году. Окончательные очертания он приобрел лишь в 2011 году. Тогда было решено, что магистраль начнется в Норвегии, пройдет через Данию и закончится в Польше. Увы, но приступить к началу постройки удалось лишь в апреле 2021 года.
Как утверждал в ноябре 2021-го полномочный представитель правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Польши Петр Наимский, мощность трубопровода составит 10 млрд кубометров в год, а запуск планируется провести в октябре 2022-го.
Удивительным образом все это совпадает с окончанием действия долгосрочного контракта между Польшей и "Газпромом", согласно которому с декабря 2022 года российский холдинг больше не обязан в обязательном порядке продавать газ Польше.
Напомним, Варшава долгие годы закупала у "Газпрома" как раз те самые 10 млрд кубометров. Окончание долгосрочного контракта с российским холдингом теперь не обязывает "Газпром" в принудительном порядке экспортировать углеводороды в Польшу.
Польша, конечно, может приобретать углеводороды у России на аукционе, но только при условии, что сама компания из РФ так захочет. А она ведь может этого и не сделать или продать газ, но не в объеме 10 млрд кубометров в год, а меньше. Новый долгосрочный контракт Варшава ведь подписывать не захотела.
При этом восточноевропейской стране как-то надо покрывать внутренний спрос на газ, а значит, нельзя надеяться на то, что "Газпром" каждый день будет продавать восточноевропейской стране именно столько углеводородов, сколько ей нужно. Особенно когда в ЕС в последний год такой сильный спрос на газ).
У Польши есть СПГ-терминал в Свиноуйсьце, однако его мощности по приему сжиженного газа (5 млрд кубометров в год) и так уже учитываются во внутреннем потреблении. В таких условиях "выпадение" из рынка Польши российских 10 млрд кубометров нужно чем-то срочно менять. Вот тут вовремя и появляется Baltic Pipe. Однако его "выход на сцену" выглядит как-то скомкано, неудачно и с опозданием.
Во-первых, Baltic Pipe – это не просто труба с краником. Магистраль не может в первый день, месяц, а иногда и в первый год своей работы сразу выйти на полную мощность прокачки.
Не совсем понятно, где Польша будет брать недостающий газ с декабря 2022 года (когда истекает контракт с "Газпромом"), ведь Baltic Pipe полностью компенсировать такой объем импорта углеводородов сразу не сможет.
Во-вторых, Норвегия и нефтегазовая компания Equinor уже несколько лет подряд официально говорят о том, что объемы газодобычи в стране повысить не удается. Вполне возможно, что в среднесрочной перспективе они даже будут сокращаться. Крупные месторождения газа истощаются. Новых больших так и не нашли, поэтому приходится компенсировать мелкими месторождениями, чтобы хотя бы удержать уровень добычи на нынешнем уровне.
Лишь в ноябре 2021-го пришла одна хорошая новость – Equinor PGNiG Upstream Norway и Longboat Energy Norway обнаружили нефть в разведочной скважине Egyptian Vulture (по предварительным данным, 19–62 млн баррелей). Вполне возможно, что оттуда кроме нефти будут извлекать и попутный газ (хотя пока непонятно, какие это будут объемы).
В целом, в ближайшие годы Норвегия физически не сможет найти дополнительное "голубое топливо" для закачки в Baltic Pipe для Польши. Придется сокращать экспорт газа в Европу и Великобританию.
Небольшая пища для размышлений – Baltic Pipe начинается в Северном море и подключен к другой подводной магистрали Europipe II, по которой долгие годы поставляется газ с норвежского шельфа в Германию.
Прибалтика заплатит
Не трудно догадаться, что предназначенные для Старого Света углеводороды Норвегия, будет продавать польской стороне либо по такой же цене, как и в Германии, либо еще и с наценкой.
Как справедливо отметил в беседе с Baltnews старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, на льготную цену полякам, пожалуй, рассчитывать не стоит. Норвежцы – люди практичные, скидку на газ для восточноевропейской страны в убыток себе они делать не будут.
"Руководство Польши любыми средствами пытается позиционировать страну в качестве газового хаба, из которого можно распределять углеводороды в государства ЕС. Платить они за норвежское "голубое топливо" будут больше, чем за энергоносители от "Газпрома". Но Польше важно получить признание страны-хаба, поскольку в будущем за счет этого можно было бы заработать, а значит, компенсировать издержки", – рассуждает эксперт.
"Не уверен, что многие страны ЕС кинутся покупать газ у Польши, но вот Прибалтика на эту роль очень даже подходит. На Эстонию и Латвию в этом плане полностью может и нельзя рассчитывать, а вот с Литвой другой разговор. Тем более что сейчас идет постройка интерконнектора между Польшей и Литвой. Варшава может закупать углеводороды на аукционе у "Газпрома", а если объемов не хватит, то закрывать внутреннее потребление норвежским газом. При этом излишки поляки будут продавать Вильнюсу", – считает Владимир Оленченко.
Для Польши важно застолбить за собой рынок – это вполне нормальная мотивация в реалиях современной мировой экономики. Да, за норвежский газ Варшаве придется переплачивать. Но за счет того, что будет идти балансировка закупок от "Газпрома" и через Baltic Pipe (из которого с наценкой углеводороды станут продавать дальше в Литву), Польша в итоге может и заработать. Правда, расплачиваться за эту схему де-факто придется рядовым жителям Литвы, но это руководство восточноевропейской страны особо не беспокоит.
"Я напомню, среди акционеров норвежской нефтегазовой компании Equinor есть множество разных компаний из Европы, США и Великобритании, есть крупнейшие инвесторы вроде BlackRock (обладает активами во всем мире примерно в $9 трлн) и The Vanguard Group, Inc. Даже в консорциуме, который занимается созданием Baltic Pipe, есть активы польской Gaz-System, а вот литовского капитала в этом проекте нет. Увы, но балтийская страна тут будет играть роль простого потребителя. Выгода от закупок из такой магистрали для Вильнюса крайне сомнительна", – резюмировал Владимир Оленченко.
Евросоюз "за" или "против"?
Позиция ЕС, как и отдельных стран Старого Света, по отношению к Baltic Pipe в 2021 году была весьма неоднозначной. С одной стороны, Европейская комиссия еще в 2019 году согласилась помочь с финансированием постройки газопровода, выделив на это €215 млн.
Кстати, ранее в рамках европейского финансового механизма развития транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры (CEF), проект Baltic Pipe уже получал деньги от Евросоюза в 2015, 2017 и 2018 годах.
С другой стороны, далеко не все страны Старого Света были готовы безоговорочно поддерживать Польшу. Более того, летом 2021 года реализацию проекта де-факто пытались даже саботировать.
В начале июня Копенгаген вдруг решил, что надо бы приостановить разрешение на строительство Baltic Pipe на территории скандинавской страны, которое было выдано 12 июля 2019 года датским управлением по охране окружающей среды. Официальная причина – недостаточная изученность вопроса о защите дикой природы во время прокладки трубы.
Датские экологи вдруг резко выразили беспокойство судьбой орешниковых сонь, лесных мышовок и летучих мышей на местности, где нужно было прокладывать трубопровод. Руководство Польши тогда на несколько дней впало в ступор.
Выглядело все так, как будто европейская семья пошла против своего же ребенка, причем используя "козырь" в виде экологических норм, которые в ЕС оспаривать в 2021 году – дурной тон. Эти события удивительным образом совпали по времени с претензиями Польши к "Северному потоку–1".
В июне 2021-го Европейский суд юстиции отклонил апелляцию Германии и поддержал позицию Польши с требованием ограничить на 50% мощность газопровода Opal – продолжения "Северного потока".
Вполне возможно, что Западная Европа (используя Данию в качестве инструмента) дала понять Варшаве, что если она хочет и дальше спокойно строить Baltic Pipe, то газопроводы из России ей лучше пока не трогать. Подействовал этот сигнал или нет, пока сказать трудно, однако уже к концу июля зоозащитники Дании заявили, что все-таки не обнаружили угрозы для жизни орешниковых сонь и летучих мышей, а значит, разрешение на прокладку Baltic Pipe вновь становится действующим.
В итоге к концу 2021 года руководство Польши хоть и критикует оба "Северных потока", но новых исков в международные организации пока не подает. Глупо это делать, поскольку хоть подводная часть Baltic Pipe и готова, запуск магистрали все равно произойдет не раньше осени 2022-го, причем объем прокачки точно не будет 10 млрд. Чтобы выйти на такую мощность потребуется время.
В декабре 2022-го истекает срок долгосрочного контракта с "Газпромом", а значит, Варшаве нужно откуда-то гарантировано брать газ, пока Baltic Pipe не заработает на полную мощность. В таких условиях лучше не раздражать российский холдинг, чтобы он исправно предоставлял углеводороды на аукционе.
А вот потом, когда магистраль из Норвегии выдаст максимальный объем, критика в адрес "Газпрома" вновь возобновится. Увы, но от нее ни РФ, ни газовая компания не пострадают. Урон будут нести разве что только литовцы, которые будут покупать углеводороды у Польши, если у нее возникнет избыток от закупок через Baltic Pipe.
При этом, как отметил Директор Центра политического анализа Павел Данилин, в 2022 году противостояние Польши и наднациональных структур ЕС, а также Германии, никуда не исчезнет.
"Варшаве не нравится, что газопроводы в Европу в виде "Северных потоков" идут не через нее, поэтому как только откроется окно возможностей, Польша будет всячески угрожать этим проектам и поддерживать всех, кто попытается саботировать поставки газа. Однако и Германия в долгу не останется.
Руководство ФРГ будет давить на Польшу и не исключено, что это даже может "зацепить" Baltic Pipe (как мы это уже видели летом 2021 года). Ни одна из сторон не будет готова полностью поступиться своей позицией", – заключил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.