О ценообразовании за электроэнергию для конечного прибалтийского потребителя СМИ Литвы, Эстонии и Латвии предпочитают не говорить, всячески показывая при этом, что БелАЭС им не интересна.
В этих странах серьезную долю занимает или планирует занимать "зеленая энергетика", а в остальном поставки электричества из Западной Европы должны будут удовлетворить внутренний спрос Прибалтики.
А тем временем новая атомная электростанция в Белоруссии начинает свою работу. В Минэнерго страны заявили, что на первом энергоблоке БелАЭС в Островце успешно запущена цепная реакция. "Реакторная установка выведена на минимально контролируемый уровень мощности", – сообщила пресс-служба ведомства.
Для восточноевропейского государства подобная новость является весьма знаковой. Страна теперь может похвастаться наличием мощнейшего источника электроэнергии, а значит, и частичной энергонезависимостью. Частичной, потому как от импорта топлива для ядерных реакторов, увы, пока никуда не деться.
Но балтийские страны, которые нуждаются в дополнительных поставках энергии, не разделяют радость Белоруссии.
Эстония, Латвия и Литва готовятся к отключению от энергокольца БРЭЛЛ, чтобы исключить поставки электричества из России. Более того, Эстонию заставили отказаться от использования горючих сланцев, а в Литве уже оставили попытки восстановить ранее работавшую там АЭС.
Все указывает на объективную выгоду от импорта в Прибалтику энергии белорусской атомной станции. Но Прибалтика категорически против запуска БелАЭС – в преддверии старта первого энергореактора станции она уже заочно отказалась от поставок электричества из соседней Белоруссии.
Белорусская энергия – зло, а европейская – добро
Белорусская АЭС – крупнейший российско-белорусский экономический проект. Станцию с двумя реакторами ВВЭР-1200 мощностью 2,4 тысячи мегаватт строят в Гродненской области (генподрядчик – дочка "Ростатома" – прим. автора).
К вопросам безопасности при постройке такого объекта подошли максимально серьезно. Для станции выбран передовой российский проект третьего поколения (соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ – прим. автора), который решили использовать Финляндия, Венгрия, Бангладеш.
Однако в Балтии БелАЭС считают чуть ли не предвестником апокалипсиса.
В августе текущего года премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что в случае запуска атомной станции его страна откажется от покупки электроэнергии из Белоруссии.
Таким образом, Латвия присоединилась к Литве, где еще три года назад парламент назвал БелАЭС "угрозой национальной безопасности, окружающей среде и общественному здоровью".
Практически за несколько дней до запуска цепной реакции в первом энергоблоке БелАЭС операторы систем электропередачи Литвы, Латвии и Эстонии представили национальным системным регуляторам общую методику бойкота атомной станции Белоруссии.
Латвийский Augstsprieguma tīkls, эстонский Elering и литовский Litgrid подготовили концепцию на обсуждение общественности, которая описывает, как после синхронизации с сетями континентальной Европы в 2025 году будет регулироваться частота, и организован рынок балансирующей мощности.
Консультации пройдут до 30 октября. При этом, как пишет издание Delfi, документ предусматривает даже порядок торговли с Россией после того, как Литва остановит импорт электроэнергии из Белоруссии.
Сколько стоит политический принцип Прибалтики
Пресса в балтийских республиках делает вид, что, отказываясь от поставок энергии из БелАЭС, балтийский регион ничего не теряет. Некоторые издания, затрагивая ситуацию с энергетикой в Прибалтике, вообще фокусируют внимание читателя на других повестках.
К примеру, The Baltic Course рассказывает, как польская Rafako провалила проект постройки Вильнюсской когенерационной электростанции, да еще и осталась должна литовским предприятиям за выполненные работы более одного миллиона евро.
Некоторые новостные порталы, вроде bb.lv или err.ee, просто сообщают о запуске первого реактора на БелАЭС. При этом нет никакого анализа цены электроэнергии для Балтии, с учетом белорусской станции и без нее.
А The Baltic Times пишет, как Эстония, Литва и Латвия создают особый механизм, призванный исключить из импорта региона поставки из Белоруссии.
А ведь вопрос поставок элеткроэнергии из Республики Беларусь с каждым годом становится все актуальнее именно для балтийских республик. Более подробно об этом в беседе с Baltnews рассказал Сергей Пикин, глава Фонда энергетического развития.
"Сейчас балтийские страны используют соединение с помощью кабеля по морю со Швецией. Однако такие поставки нельзя назвать гарантированным источником энергии, который никогда не дает сбоев. Август и сентябрь показали, что перебои поставок электричества из Скандинавии в итоге поднимают цену для Литвы, Эстонии и Латвии", – отметил специалист.
Пикин упомянул проект по соединению коммуникаций стран Балтии с Польшей, который позволит им выйти из энергокольца БРЭЛЛ и включиться в европейскую систему.
Но сравнение такого решения с потенциальным импортом электроэнергии из Белоруссии не оставляет сомнений – "последний вариант для балтийских стран будет намного выгоднее. Энергия из БелЭАС будет дешевле, да и транспортное плечо меньше".
Сергей Пикин также подчеркнул, что сами энергетические трейдеры в Балтии заинтересованы в покупке электричества у БелАЭС, однако политический аспект не позволяет им этого сделать.
Эксперт напомнил, что Евросоюз даже запретил Литве сохранить работу собственной АЭС. Других же источников, способных одномоментно закрыть внутренний спрос на электричество, если балтийские страны выйдут из энергокольца БРЭЛЛ, в регионе попросту нет.
По словам Пикина, когда Литва, Эстония и Латвия выйдут из системы БРЭЛЛ, "в которой состоят еще со времен СССР, технические возможности по импорту электричества из БелАЭС исчезнут".
"Пока балтийские страны включены в БРЭЛЛ, они без проблем довольно быстро могут нарастить поставки энергии из Белоруссии. После 2025 года, когда они подключатся к европейской энергетической системе, просто включить тумблер и начать покупать электричество у БелАЭС уже не выйдет. Придется проводить серьезные работы по перенастройке коммуникаций", – заключил глава Фонда энергетического развития.
Перспективы для балтийской энергетики
Балтия на данный момент не имеет собственных мощностей, достаточных для покрытия внутреннего спроса на электричество. Разговоры о том, что Литве, Эстонии и Латвии хватит возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – это преувеличение.
В 2019 году директор литовской Ассоциации ветряных электростанций Айстис Радавичюс заявил о рекордном производстве энергии с помощью ВИЭ, поскольку ветряные электростанции выработали 1,4 тераватт-часа. Вот только почему-то российский энергохолдинг "Интер РАО" в этом же 2019 году нарастил объем продаж электроэнергии в Литву на 42,4% – до 6,2 тераватт-часа. Видимо, "зеленая энергия" все внутренние проблемы не решила.
Впрочем, стоит признать, что ВИЭ наращивает свою нишу на рынке Балтии. В Латвии и Эстонии ее доля от общего объема на местном рынке энергии составляет 55% и 54% соответственно. В Литве чуть меньше – 46%.
Однако стоимость подобной энергии пока что не стала дешевле электричества, получаемого из атомных электростанций или при использовании газа. Впрочем, на такие "мелочи" в государствах Балтии не обращают внимания.
Как отметил аналитик ГК "Финам" Анатолий Вакуленко, решать вопросы своего энергообеспечения страны Балтии намерены за счет иной генерации: ВИЭ и импорта из других государств.
"Ключевым фактором является экологическая безопасность, поэтому, скорее всего, топливом для тепловых электростанций будет газ, а не уголь. Также балтийские страны продолжат наращивать объемы ВИЭ. В 2018 году было подписано соглашение о синхронизации энергетических сетей стран Прибалтики с сетями ЕС, а значит, импорт электроэнергии из Европы может обеспечить весомую долю в их энергобалансе в дополнение к собственной генерации. Поставки электроэнергии в эти страны могут происходить из разных государств ЕС, тем более, такой опыт уже имеется", – считает эксперт.
Анатолий Вакуленко напомнил о проекте NordBalt – подводном силовом кабеле, связывающем Швецию и Литву, Estlink 1 и Estlink 2, силовых кабелях, проложенных из Финляндии в Эстонию, а также LitPol Link – коммуникации между сетями Польши и Литвы.
"Подобных межсетевых соединений между странами Прибалтики и государствами ЕС может быть построено много. В дополнении к собственной генерации они действительно покроют потребности в электроэнергии", – уверен эксперт.
Оплатить дополнительный счет или отказаться от идеологии
Современные технологии сегодня позволяют реализовывать весьма амбициозные проекты в энергетике различных стран целого региона. Однако экономическая целесообразность всегда вносит свои коррективы.
Балтийские республики планируют синхронизировать свою энергетику с Европой через Польшу – с помощью смычки LitPol Link и морского кабеля Harmony Link. Но в западном инфополе редко говорят о том, во сколько это обойдется Литве, Латвии и Эстонии.
Мало кто задается вопросом – "зачем вообще на это тратить деньги?". Избежать зависимости от российского электричества? Но это нонсенс.
Европа, которая будет поставлять электричество в Балтию, большую его часть производит за счет российских углеводородов, то есть зависимость от импорта из РФ никуда не исчезнет – она просто поменяет тип поставляемого продукта.
Более того, российский "Ростатом" является важнейшим игроком на рынке топлива для ядерных реакторов, включая американские и европейские. Это значит, что даже электричество из АЭС, расположенных на территории Евросоюза, все равно отчасти произведено за счет торговли с РФ.
Выход из энергокольца БРЭЛЛ – это дорогое удовольствие, на которое Еврокомиссия (ЕК) в 2019 году выделила для балтийских стран 323 миллиона евро. Чуть позже представители ЕК заявили, что этих денег хватит лишь на инфраструктурные затраты.
"Для создания генерирующих мощностей, чтобы обеспечить адекватную замену объемов закупаемого у России электричества, необходим будет еще один миллиард", – заявляли в Еврокомиссии в 2019 году. Однако на сегодняшний день Прибалтике выделили лишь 720 миллионов евро.
Зачем тогда искать недостающую сумму, да вообще заниматься этим процессом перехода на подключение к европейской энергосистеме, когда можно и дальше использовать БРЭЛЛ? Увы, политические цели в Балтии стоят выше экономической целесообразности – плохо ведь покупать электричество у "агрессора".
Видимо, тот же механизм работает и по отношению к Белоруссии, против правительства которого Эстония, Литва и Латвия сегодня так активно выступают.
Эксплуатация БелАЭС, когда она выйдет на полную мощность, произведет избыточным около четырнадцати миллиардов киловатт-час в год электроэнергии в балансе Белоруссии. Очевидно, что в такой ситуации лучшего покупателя, чем Прибалтика, просто не найти.
Увы, но национальные операторы по поставкам электроэнергии в Литве, Эстонии и Латвии занимаются не заключением контрактов с Республикой Беларусь, а созданием преград для энергетики из этой страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.