Все кругом виноваты: литовские политики ссорятся друг с другом из-за "опасной" БелАЭС

Белорусская АЭС, архивное фото

Игорь Черников

В начале 2019 года литовские партии договорились, что прекращают поиски тех, кто "позволил" Белоруссии строить АЭС в полусотне километров от Вильнюса. Однако в самый канун выборов в Сейм "разборки" вспыхнули с новой силой.

Бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас, которого противники за глаза именуют "повивальной бабкой Белорусской атомной станции", вдруг взбаламутил забытую было тему – какая литовская политическая сила "не помешала" Минску на российские кредиты строить "небезопасную" АЭС, которую депутаты Сейма посчитали "угрозой национальной безопасности"?

Бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмос
Бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмос

В пылу предвыборных склок Секмокас заявил, что социал-демократы в 2012–2016 годах заключили секретную сделку с российской госкорпорацией "Росатом" и получили из Москвы немалые преференции. Экс-министр не побоялся назвать литовско-российские договоренности "новым документом, подписанным от Литвы Риббентропом, от РФ – Молотовым".

Историческая параллель, по всей видимости, должна подчеркнуть "опасность" таких переговоров для Прибалтики и всей Восточной Европы. По Секмокасу, "после появления подписей компания Litgrid начала создавать инфраструктуру, которая в состоянии обеспечить поставки электроэнергии с БелАЭС".

Преемник Секмокаса на посту министра энергетики Рокас Масюлис многократно утверждал, что не случится ничего страшного, если Литва начнет покупать у соседей недорогое электричество.

Тогдашний глава кабинета, соцдем Альгирдас Буткявичюс назвал заявление консерватора "абсолютными слухами" и потребовал от Секмокаса выложить на стол документы. Разумеется, бумаги не появились. И Буткявичюс перешел в наступление, акцентировав провал кабинета консерватора Андрюса Кубилюса, который сквозь пальцы глядел на стройку, развернувшуюся в приграничной белорусско-литовской полосе.

"Если бы в те годы принимались хоть какие-то меры противодействия строительству "ядерного монстра", сегодня Литва имела бы совершенно иную ситуацию", – настаивают социал-демократы, доказывая, что всегда проводили прозападную энергетическую политику.

У них на руках есть козыри. Например, правительство Кубилюса предлагало президенту Белоруссии Александру Лукашенко и белорусскому премьеру Михаилу Мясниковичу помощь со стороны литовских атомщиков на площадке БелАЭС.

На самом деле есть вопросы, на которые никто в Литве не в состоянии дать вразумительных ответов.

Например, о реновации двух электроподстанций рядом с райцентрами Игналина и Утена. Ни для чего иного, кроме как для обеспечения энергопотока с БелАЭС, осовремененные подстанции не нужны.

Или о готовности бывшего главы Минэнерго Масюлиса зарабатывать на транзите электричества из Белоруссии в Латвию и Калининградскую область РФ. Экс-премьер Буткявичюс, как и все другие социал-демократы, от комментариев уклоняется.

Можно предположить, что вопросы без ответов будут преследовать Социал-демократическую партию Литвы (СДПЛ) много лет. И не факт, что налогоплательщики хотя бы когда-нибудь узнают правду.

7 ноября – красный день календаря

Напомним, что официальный Минск уже объявил: промышленный пуск БелАЭС назначен на 7 ноября. Случайно ли выбрана дата очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции или это совпадение, но по литовскую сторону границы политики буквально скрежещут зубами: большего унижения для официального Вильнюса изобрести трудно.

Однако впечатление такое, будто возмущение политических элит носит исключительно инерционный, ритуальный характер, а с фактом пуска АЭС истеблишмент давно смирился.

Если предположение верно, Вильнюсу следовало бы признать, что в энергетике на белорусском направлении он проиграл все.

Ни обращения в Брюссель, ни вояжи в Вашингтон не помогли предотвратить пуск чужой для ЕС и США атомной электростанции. Провалился шантаж Минска, базирующийся на отказе Литвы от покупок энергии.

Белорусы не испугались. Вот каким еще в начале 2019 года получился их ответ, озвученный замминистра энергетики Михаилом Махадюком:

"Начиная проект, экспорт электроэнергии как составляющую доходности не учитывали. Надо понимать, что атомная станция не будет отдельно, самостоятельно торговать".

"Электроэнергию будет продавать национальный оператор. Это будет электроэнергия с разными составляющими, в том числе – и с ядерной генерацией. Литва не желает покупать энергию, поскольку в стране превалируют политические решения, но это дело Литвы", – сказал заместитель министра. 

Сегодня Вильнюс может рассчитывать разве что на соседнюю Ригу, чей премьер-министр Кришьянис Кариньш обещал не допускать на литовский рынок электричество, которое транзитом пойдет через Латвию.

Нынешний руководитель министерства энергетики Жигимантас Вайчюнас, не добившийся в должности ни одного успеха, заверяет президента Литвы Гитанаса Науседу в серьезности намерений латышей.

Президента ситуация вполне устраивает. В отличие от предшественницы Дали Грибаускайте, у Науседы нет личных интересов в энергетическом секторе. Что совсем не исключает появления таких интересов в ближайшем будущем, особенно, если Науседе подвернется возможность переизбраться на второй срок.

Лучший консультант

В 2010 году Грибаускайте назвала Арвидаса Секмокаса "лучший министром за минувшие двадцать лет". Она отметила: "Когда Секмокас занимал должность министра энергетики, в Литве заработал рынок электроэнергии, а группы интересов, особенно в газовом секторе, больше не могут оказывать влияние на правительство. Именно при Секмокасе Литва начала торговать электроэнергией на рынке".

Такой оказалась благодарность "Магнолии" консультанту, который помог ей разбогатеть.

Если Гитанас Науседа решится пойти по стопам предшественницы, консультант ему обязательно понадобится. Вот почему Арвидас Секмокас в канун любых выборов привлекает к себе внимание людей, которым могут оказаться полезными его услуги. Так было в 2019 году во время президентской гонки, так происходит и сейчас, в канун выборов в Сейм.

Секмокас – не боец, а приспособленец. Общаясь с гендиректором МАГАТЭ, он соглашался, что для ядерной энергетики наступил ренессанс. Однако уже на следующей конференции он с таким же азартом утверждал о бесполезности строительства в регионе АЭС. Чуть позже всячески поддерживал японские идеи по строительству в Литве Висагинской атомной на площадке Игналинской станции.

Никто толком не знает, сколько Минэнерго при Секмокасе отмыло средств через специально созданную компанию VAE, которой он поручил рекламировать ядерные реакторы от Hitachi Ltd. Но, видно, суммы вышли огромные, поскольку команда президента Грибаускайте любыми способами перекрывала кислород всем, кто пытался приподнять завесу тайны. Даже оставаясь в тени на протяжении последних пяти лет, экс-министр держал руку на энергетическом пульсе государства.

Он первым высмеял хулиганские идеи премьера Саулюса Сквернялиса, который в ходе переговоров с белорусским руководством надеялся убедить его отказаться от ядерного топлива и перевести станцию под Островцом на газ, который потечет в райцентр из Клайпеды по специально построенной трубе.

Впрочем, точно так же он высмеивал планы депутата Сейма и консерватора Аудронюса Ажубалиса связать строительство БелАЭС с компенсациями за депортацию литовцев в Сибирь и другие отдаленные районы СССР, с добросовестным содействием России в расследовании так называемого "дела 13 января у вильнюсской телебашни" и с другими болезненными событиями совместной литовско-российской истории.

Хотя у таких литовских антиядерных "зомби", как Секмокас, нет солидных технических аргументов против БелАЭС, они не без успеха эксплуатируют фобии. Сейчас в литовскую повестку дня тема "ядерного монстра" возвращается весьма активно. Дело в том, что официальный Вильнюс опасается продолжения строительства АЭС.

Ходит устойчивый слух, что после 7 ноября Минск примет решение строить еще два энергоблока с реакторами российского производства. Чтобы заблаговременно подготовить почву для масштабной континентальной "бузы" как раз и нужны "секмокасы". Они не подвели Грибаускайте, не подведут и Науседу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме