После ввода санкций против Белоруссии еще в прошлом году правительство Литвы ведет себя крайне неоднозначно. С одной стороны, политики радуются, что "диктаторский режим" наказывают, но с другой стороны, крупный бизнес (как и вся экономика балтийской страны) затаил дыхание из-за возможной потери транзита калийных удобрений.
В конце ноября все стало еще запутаннее. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис, который в октябре заявлял об уходе продукции "Беларуськалия" из Клайпедского порта, теперь говорит, что не все так однозначно.
"Европейские санкции как бы ясны, а вот по рестрикциям США ведется много дискуссий. […] Санкции не введены ради санкций, режиму просто нужно изменить свое поведение и транзит, который имел место между нашими странами, сможет продолжаться", – заявил политик.
Более того, Мантас Бартушка, гендиректор "Литовских железных дорог" (благополучие которых зависит от транзита белорусских удобрений не меньше, чем состояние порта), и вовсе сообщил, что никто в балтийской стране от рестрикций против Минска не пострадает.
Ссылаясь на Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) Бартушка заявил, что Клайпедский порт не обязан отказываться от транзита белорусских удобрений, ведь формально санкции OFAC не действуют в отношении литовских компаний. Они лишь отсекают от сотрудничества с Республикой Беларусь (РБ) американские корпорации.
Часики тикают, Литва ерзает
Чем ближе час икс, – 8 декабря, когда истекает отсрочка, которую руководство США выдали своим компаниям для сворачивания сделок с "Беларуськалием", – тем больше переживают в Литве. Впрочем, переживает каждый по-разному.
Часть политических элит радуется любым рестрикциям против Минска, ведь это признак "борьбы" с "диктаторским режимом". Другая часть, включая литовского президента Гитанаса Науседу, старается вести себя крайне осторожно.
Еще в мае этого года глава балтийской страны заявил, что санкции против "Беларуськалия", во-первых, не нанесут урона белорусскому руководству, а во-вторых, транзит от этой компании перейдет из Клайпедского порта в российские морские гавани.
Более того, предприятия из РФ, которые тоже производят минеральные удобрения для экспорта в Европу, как считает Науседа, только выиграют от того, что у их конкурента появятся проблемы с выстраиванием новой логистики.
Сам литовский бизнес вообще не хотел бы никаких изменений, т.е. потери транзита из Белоруссии, поскольку ни железным дорогам, ни Клайпедскому порту такие объемы перевозок и перевалки сырья заменить будет попросту нечем, а значит, если американские санкции остановят транзит, урон понесет литовская экономика.
Очевидно, что повлиять на рестрикции против белорусского производителя минеральных удобрений ни бизнес, ни политики балтийской страны не могут – им лишь остается адаптироваться. Отсюда и метания литовских министров.
В августе 2021 года Скуодис уверено говорил в СМИ о том, что банки перестанут принимать к оплате счета за услуги в отношении подвергнутых санкциям субъектов. По его словам, компании с декабря этого года попросту не захотят лишний раз рисковать, поэтому, когда санкции вступят в силу, белорусские удобрения перестанут идти через балтийскую республику.
Однако уже в октябре, после того как глава Минтранса побывал с рабочим визитом в США (консультировался с американскими политиками о санкциях против "Беларуськалия"), его как подменили. Теперь литовский министр уже говорит о том, что рестрикции на балтийскую страну и ее компании могут и не распространиться. Впрочем, он сам же предупредил, что есть вероятность изменения ситуации в декабре, если руководство США захочет использовать новые ограничительные меры против Минска.
По словам литовского политолога Вадима Волового, уже в декабре этого года банки вряд ли захотят работать с компаниями, которые связаны с транзитом белорусских удобрений через балтийскую страну.
"Теоретически с 8 декабря соблюдение рестрикций – это задача только для американских компаний, а значит, литовские финансовые организации (или другие европейские) могли бы заниматься транзакциями и обслуживанием сделок с "Белоруськалием" и дальше. Но практика последних лет, когда Вашингтон вводил разные рестрикции, показывает, что банки предпочитают лишний раз не рисковать. Чтобы убедить их в обратном, нужно что-то большее, чем обтекаемые фразы министра транспорта и коммуникаций Литвы Мариса Скуодиса", – заявил политолог в беседе с Baltnews.
В идеале сигнал должен поступить непосредственно от американской стороны. На крайний случай руководство США должно дать кому-нибудь задание в Европе – передать четкий сигнал всем, что с транзитом минеральных удобрений Белоруссии работать можно. Пока этого не произойдет, никто рисковать не захочет. Но проблема в том, что санкции против Минска не для того вводились политиками из Соединенных Штатов, чтобы всем подряд в ЕС их можно было обходить, констатирует эксперт.
"Я пока не вижу никаких серьезных предпосылок, чтобы руководство США пошло на ослабление рестрикций против Минска. В таких условиях литовский бизнес никаких лазеек для обхода санкций даже искать не будет. У балтийской страны нет инструментов, чтобы игнорировать ограничительные меры, да и вызывать раздражение Вашингтона вряд ли кто-то захочет", – пояснил в комментарии для Baltnews Вадим Воловой.
Не добрый ветер перемен
Следует признать, что до 8 декабря 2021 года ни одна крупная компания добровольно не разорвала отношения с "Беларуськалием". Даже норвежская Yara, у которой из-за энергокризиса сократилось производство аммиака на 40%, первые три квартала спокойно закупала сырье у компании из Белоруссии.
Никакие принципы и обвинения в торговле с "последней диктатурой в Европе" корпорацию из Скандинавии не смущали. А вот конкретные ограничения и опасность попасть под американские санкции – это уже аргумент, из-за которого транзит удобрений из РБ действительно может изменить свое направление.
В беседе с Baltnews белорусский политолог и экономист Сергей Шиптенко сообщил, что поток сырья из восточноевропейской страны уже частично переориентирован на российские морские гавани. При этом самостоятельно у Белоруссии, с технической точки зрения, пока нет возможности решить вопрос полного изменения маршрута.
"Я напомню, еще в сентябре 2020 года глава РБ Александр Лукашенко в беседе с разными губернаторами Российской Федерации говорил о том, что Минску нужен свой порт в балтийском регионе. Но у страны нет свободных средств, чтобы создать новый транспортный хаб в регионе. Тогда даже был поставлен вопрос об использовании оставшихся денег от постройки БелАЭС на создание нового причала в России для транзита сырья из РБ.
Руководство РФ, вроде как, согласилось на такое предложение, но пока что официальных данных о реализации этого проекта не поступало. Де-факто Москва за свои деньги (кредиты выданные Минску для БелАЭС) будет сроить новый терминал, но когда это произойдет, сказать сейчас трудно. Также многое будет зависеть и от потенциальных скидок "Российских железных дорог" (РЖД) для грузов из РБ. Если РЖД предложит выгодные тарифы для перевозки, перенаправление транзита произойдет довольно быстро", – пояснил эксперт.
При этом, как подчеркнул Сергей Шиптенко, решимость руководства Белоруссии сегодня отсекает возможность сохранения транзита через Литву в перспективе. 29 ноября 2021 года на заседании Министерства обороны под председательством Александра Лукашенко балтийские страны были названы чуть ли не противниками и агрессорами. Это не удивительно, учитывая санкции и жесткую риторику со стороны Эстонии, Литвы и Латвии. Разумеется, сохранять часть важнейшего для экономики экспорта через эти страны для Белоруссии в подобных условиях было бы странно.
"От Евросоюза Литве ждать помощи не стоит. Я не вижу решимости пойти на компромисс ни со стороны руководства РБ, ни со стороны европейских стран или наднациональных структур ЕС. Даже раскрученный миграционный кризис на границе с Польшей, по сути, никакого преимущества ни одной из сторон не дал", – считает Шиптенко.
В Евросоюзе до сих пор не признают легитимность Александра Лукашенко в качестве президента. Какие тут могут быть потепления отношений и уж тем более сопротивление американским санкциям против "Беларуськалия"? Противостояние ЕС и руководства РБ вряд ли выльется в настоящий конфликт на границах, однако "тлеть" подобный конфликт будет еще очень долго. Ни одна из его сторон шаг назад делать не хочет, а значит, о лазейках для литовских компаний или банков, чтобы сохранить транзит, никто беспокоиться в ЕС не станет", – заключил политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.