Литве придется тяжело без китайской продукции, если Пекин ужесточит санкции в отношении провокационного Вильнюса.
Вице-президент национальной конфедерации промышленников Марюс Дубниковас усиления прессинга со стороны КНР не исключает. По его словам, "обойтись без разного рода электромашин, механической техники, оптики, фотооборудования, точных приборов, в том числе измерительных, из Китая невозможно. Наш импорт равен 1,2 млрд евро, это огромная зависимость".
Что касается бытового уровня, жители уже сегодня сталкиваются с перебоями в доставках товаров, заказанных в Китае . Часть их приходит с опозданием, часть не попадает к заказчикам вовсе.
Дубниковас скептически смотрит на обещания Тайваня построить в Литве несколько современных заводов, в том числе по производству полупроводников. Даже если планы окажутся реализованными, потери от разорванных связей с Пекином все равно превысят выгоды.
Кому угомониться первым?
Министр экономики и инновационного развития Аушрине Армонайте успокаивает экспертов в области экономики: все не так плохо, как кажется со стороны. Тайвань, из-за которого началась "холодная война" с Китаем, вполне может заместить КНР на литовском рынке.
Член парламента консерватор Матас Мальдейкис тоже в состоянии эйфории: "Через 3-4 года страна поймет, что разворот от Китая к Тайваню стал историей успеха! 23 млн очень богатых людей ждут приглашения в Литву. Мы помогли Тайваню с вакцинами, он поможет нам с передовыми технологиями, за которым охотятся такие экономические монстры, как Япония, США и Германия".
Президент Гитанас Науседа пошел дальше. Он призвал Пекин "не так раздраженно" принимать решения Литвы по Тайваню, тем более, что Вильнюс придерживается с 1991 года политики "единого Китая". "Но как суверенное государство, мы хотим развивать культурные, экономические и другие связи с теми регионами и теми государствами, с которыми хотим развиваться", – сказал глава государства, косвенно обвиняя КНР в нагнетании напряженности в двухсторонних отношениях.
Впрочем, аргументы Науседы, Армонайте, Мальдейкиса и других авантюристов жидковаты. Не случайно подписант Акта независимости от 11 марта 1990 года Витаутас Плечкайтис считает: именно Литва переступила через китайские "красные линии", даже не задумавшись над угрозами национальным интересам, которые могут последовать за демаршем.
Оппозиционный депутат Сейма социал-демократ Гинтаутас Палуцкас поддерживает Плечкайтиса и не желает, чтобы литовцы "идеализировали Тайвань – нельзя говорить об экономической пользе, замалчивая цифры". Парламентская оппозиция против налаживания отношений с одними странами за счет порчи связей с другими:
"Перспективы экономических выгод туманны, вместо реальных планов литовская власть тешится опасными иллюзиями. Возможно, в Вильнюсе даже не знают, что Тайвань на 100% зависит от капитала американо-голландской компании ASML. Два-три тайвано-литовских меморандума о намерениях – это не договоры, а пустые бумаги о надеждах. Параллельно рвутся договорные отношения с Китаем, чьи бизнесмены перестали доверять литовским партнерам. Между прочим, Литва 8 лет открывала окно на рынок КНР, забывать об этом непростительно".
Не в восторге от циркулирующих в "верхах" настроений даже такой антикоммунист, как политолог Марюс Лауринавичюс. Его удивляют фанфары при полном отсутствии инициатив и конкретной готовности расширять отношения: "Раз уже литовцы отважились на кардинальную переориентацию в Юго-Восточной Азии, нельзя сидеть сложа руки. Министр Армонайте не должна вылезать из Тайбея, столицы Тайваня, где обязана договариваться, договариваться, договариваться".
Заграница обещает поддержку
Во второй половине октября Европейский парламент принял резолюцию по Тайваню. Помимо прочего, депутаты ЕП выразили поддержку "смелой" Литве, рискнувшей в одиночку пойти поперек воли Пекина и начать борьбу за демократические интересы Тайбея. По этому случаю пресса много внимания уделила взглядам Андрюса Кубилюса, голосовавшего, разумеется, против монополизма коммунистического Китая.
Бывший премьер много говорил об единстве представителей разных фракций ЕП, о призывах Еврокомиссии расширять сотрудничество с Тайванем, о лидерстве Литвы и о показательном уроке для всех, кто внутри страны не верит в возможность противопоставить тирании КНР защиту демократии и готовность ради ее идеалов жертвовать.
Из словесной шелухи хотелось бы выделить именно критику неверия в успех, бытующую в кругу сомневающихся литовских политиков.
Консерватор Кубилюс камня на камне не оставил от взглядов социал-демократов на отношения с Пекином и Тайбеем. Соцдемы совершенно не понимают, цитируем, "проблем США с Китаем и заботы Америки о безопасности Тайваня. Когда плохо Соединенным Штатам, тогда плохо и Литве".
Дальше можно не рассказывать, в чем депутат Европарламента видит интересы Вильнюса. Но экс-премьер взял, да и замахнулся на президента: это не так делает, то не сяк. Вот и в противостоянии с Китаем Науседе не хватает жесткости, хотя именно жесткость пришлась бы по душе китайцам, выросшим в условиях тоталитаризма.
"Глава государства боится быть лидером своего народа", – резюмировал Андрюс Кубилюс. Куда он подталкивает страну, и насколько точными окажутся прогнозы экономиста Марюса Дубниковаса о пустых прилавках? Узнаем не позднее, чем через полгода.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.