Задачка для Литвы: где и как хоронить полтора миллиарда китайцев?

© Sputnik / Илья Питалев

Светлана Круглова

Напряженные отношения с Китаем и экономический прессинг со стороны КНР в Литве рассматривают как злобную реакцию Пекина на борьбу Вильнюса против "мирового коммунизма".

Литовская республика не хочет конфликтовать с Китаем и китайским народом, о чем сигнализировали примиренческие нотки, звучавшие в сентябре-первой половине октября в заявлениях президента Гитанаса Науседы и премьер-министра Ингриды Шимоните в связи с "дипломатической войной между двумя странами".

В частности отмечалось: Вильнюс заинтересован в работе на китайском рынке и бесперебойных закупках в КНР продуктов высоких технологий, а Пекину необходим деловой партнер в Восточной Европе и надежный транзитер грузопотока из Поднебесной в страны Европейского союза.

"Коммунисты не пройдут"

Свое желание конфликтом с КНР услужить Вашингтону в Литве не очень успешно камуфлируют "борьбой против усиления влияния компартий и коммунистов". Пробный камень по новому тренду бросил Вайдотас Бенюшис, главный редактор сетевого издания 15min.

Молодой человек подошел к проблеме с тыла, опубликовав "размышлизмы" под заголовком "Как Литва стала мишенью Китая". Хотя на самом деле большая Китайская Народная Республика стала мишенью крохотной Литвы.

На этот вопрос легко ответить одним предложением: благодаря амбициозной дури литовского МИД и его руководителя Габриэлюса Ландсбергиса, возомнившего себя вершителем судеб мира.

Однако главред легких дорог не ищет, когда ставит факты с ног на голову. Литва на данный момент является единственным государством Евросоюза, решившимся открыть представительство, в юридическом адресе которого присутствует слово Taiwan – Taiwanese representative office. КНР взбешен.

Такой шаг противоречит политике "единого Китая". Правящая Компартия заявила – "красные линии" грубо нарушены. Нешуточный скандал давно выплеснулся за рамки дипломатического.

Оказывается, дрязги литовской стороной прогнозировались, поскольку порождены, цитируем, "как геополитикой, так и внутренней ситуацией в стране". "Наглеющий Китай стал больным вопросом в realpolitik Соединенных Штатов. Литва не могла оставаться в стороне, поскольку стремится сохранить внимание и гарантии безопасности со стороны США", – приоткрывает секрет Полишинеля главред интернет-ресурса.

Следующий пассаж не менее интересен: в 2019 году американское ЦРУ впервые обратило внимание на опасность китайского шпионажа. Одновременно в Литве приняли решение фактически остановить инвестиции Пекина в Клайпедский морской порт. Компания Huawei тоже пострадала – ей не позволили участвовать в работах по созданию коммуникационной сети 5G.

Почему? Потому что "литовская разведка в последние годы тоже фиксирует агрессивную работу китайских спецслужб против литовцев". Порт и Huawei здесь явно притянуты за уши, никакие другие факты не упомянуты, поэтому недоуменно разводим руками.

К тому же возможности "литовской разведки" хорошо известны – без заокеанских покровителей она мало на что способна. Например, не пришло же ей в голову остановить монтаж рентгеновского оборудования made in China на железнодорожных таможенных пунктах? Они точно такие же стратегически важные объекты, как и морские ворота.

Говоря о литовском наступлении на Поднебесную, нельзя не вспомнить (Бенюшис не прошел мимо) резолюцию Сейма о геноциде уйгуров и выступления оппозиционных Пекину лидеров Тайваня в Вильнюсе с парламентской трибуны. Мелкие укусы стали болезненнее с приходом во власть консерваторов, не представляющих политической борьбы без антикоммунизма.

Великая роль ничтожной личности

Вдруг выяснилось: прежде, чем махать кулачками против КНР, министр иностранных дел Ландсбергис консультировался с администрацией президента США и европейскими партнерами о прекращении сотрудничества на платформе 17+1, где 17 – европейские страны, 1 – Китай. За океаном порыв главы МИД одобрили.

Европейцы Литву не поняли. Чтобы дошло, Ландсбергис начал рассылать сигналы следующего содержания: Вильнюс уходит в надежде на единство и солидарность ЕС. Ведь Пекин использует формат 17+1 исключительно для раскалывания Европы, реальная экономическая польза от сотрудничества ничтожная.

"Нельзя идти на поводу китайской формулы "Сотрудничаем, где возможно, конкурируем, где обязаны". Это очень плохая формула. Идти у коммунистов на поводу нельзя", – вещал Ландсбергис с европейских трибун.

Партнеры по континенту литовского министра не услышали. В итоге Вильнюс оказался в дураках – кроме него ни одна столица хлопать дверью 17+1 не стала. В отместку литовцы придумали операцию "Тайвань", поддержанную всеми министрами правительства Ингриды Шимоните. Хозяева портфелей или не понимали возможных последствий заморозки отношений с Пекином, или сознательно подписались под планом диверсии против своего народа.

Когда запахло жареным, литовское руководство заговорило о "мелких разночтениях во взглядах", "пустяковых надуманных проблемах", "раздутых третьестепенных вопросах", "ошибочном толковании Пекином литовских взглядов на политику одного Китая, которая для Литвы целиком приемлема".

Лишь инициатор двусторонней "холодной войны" не унимается: "История Литвы учит, что уступки диктаторам губительны. Мы всегда противились любой коммунистической тирании, поэтому поддерживали и намереваемся впредь поддерживать Тайвань, на стороне которого выступают США. Сегодня лучший момент встать на их сторону".

Видимо, упрямый бараний напор нравится "патриоту" Вайдотаса Бенюшису. В противном случае он не стал бы вспоминать бородатый анекдот:
"Три миллиона литовцев вовремя не подумали, как и где будут хоронить полтора миллиарда китайцев".

О том, что существует поговорка "Если Литва плюнет, Китай утрется. Но если Китай плюнет, Литва утонет" главред, естественно, знает. Но цитировать народную мудрость боится.

Вот так, с песнями и шутками Вильнюс идет на войну против коммунистов. Но что мы видим за скобками? К сожалению, картина безрадостная: Литва не в состоянии самостоятельно принимать решения. Ей постоянно приходится оглядываться на США. До интересов собственного государства и народа у всех ветвей местной власти дела нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме