Специалист по национальной безопасности Марк Эпископос в своей статье, опубликованной на страницах журнала The National Interest пишет, что попытки КНР оказать экономическое давление на Литву хоть и выглядят грозно, но могут нанести больший ущерб самому Китаю, подорвав его международный имидж и показав ограниченность его возможностей в ряде случаев.
"Мало того, что Литва не сдвинулась с места перед лицом безжалостных санкций и демаршей КПК, но прибалтийской стране, похоже, удалось в ответ наложить небольшие издержки на Пекин. Вражда между Китаем и Литвой подчеркивает степень и удивительные пределы способности Пекина использовать экономическую мощь в качестве инструмента принуждения", – пишет эксперт.
Эпископос отмечает, что на данный момент Литва стала флагманом в повестке европейской кибербезопасности. На фоне конфликта с КНР из-за Тайваня Литва и Китай отозвали своих послов из столиц друг друга. Также, китайские подрядчики якобы стали отказываться от продления или заключения новых контрактов с литовскими партнерами. Тем не менее, Литве удалось нанести ассиметричный удар по Пекину, подняв вопрос о безопасности китайских смартфонов.
В частности, Минобороны Литвы выпустило сообщение, в котором рекомендовало литовцам воздержаться от покупки и использования китайских смартфонов Huawei и Xiaomi. Минобороны республики обвиняет производителей китайских смартфонов в том, что они отслеживают входящие и исходящие сообщения пользователей. Например, в смартфонах предусмотрена автоматическая цензура таких слов и выражений, как "Свободный Тайвань".
"Этот модуль цензуры не работает в телефонах, продаваемых на европейские рынки, но, как сообщается, может быть включен в любой момент. Представители службы кибербезопасности Литвы добавили, что черный список постоянно пополняется новыми фразами, чтобы отразить последние приоритеты Коммунистической партии Китая (КПК)", – подчеркивает автор статьи.
Эксперт указывает, что правительства западных стран знали о этой уязвимости китайских гаджетов, но предпочитали не поднимать эту тему, дабы не злить Пекин. Тем не менее, видя, как потенциальная сверхдержава оказывает давление на малое государство, они могут задуматься о потенциальных угрозах для себя.
Черногория и Замбия уже выразили недовольство зарубежными китайскими инфраструктурными проектами, которые описаны некоторыми аналитиками как "долговые ловушки". Центрально-Восточная Европа, когда-то считавшаяся плодородной почвой для китайских инвестиций, стала опасаться влияния Пекина. Польша, Румыния и Эстония приняли меры по исключению китайского технологического гиганта Huawei из сетей 5G", – пишет Эпископос.
Отдельно подчеркивается, что даже Германия, обычно не желающая гневить Пекин, похоже, решила подкрепить обвинения Литвы в адрес Xiaomi собственным расследованием кибербезопасности. Результаты этого исследования могут потенциально стимулировать более широкий европейский диалог по вопросам уязвимости китайских смартфонов.
"Размер Литвы и ее относительная оторванность от глобальных торговых сетей могут защитить ее от удара китайского финансового принуждения. Министр экономики Литвы Осрине Армонайте отметила, что экспорт Литвы в Китай составляет лишь один процент от общего объема экспорта страны. К тому же Китайские инвестиции в Литву в последние десятилетия были относительно небольшими", – пишет эксперт о реальности угрозы экономического давления КНР на Литву.
Подытоживая, Марк Эпископос пишет, что, не достигнув желаемого в конфликте с Литвой, Пекин рискует ухудшить своей международный имидж, что в свою очередь побудит другие страны к аналогичным действиям.
Напомним, что в последнее время литовско-китайские отношения значительно ухудшились из-за недружественных по отношению к КНР действий Литвы. В частности, Литва покинула форум "17+1", который был нацелен на усиление экономического сотрудничества между КНР и Восточной и Центральной Европой. Литва назвала этот форум "подрывающим единство Европы".
Последним антипекинским актом Литвы стало принятие решения об открытии представительства Тайваня, который КНР считает своей территорией в Вильнюсе. КНР жестко отреагировала на данное решение и отозвала своего посла из Литвы, а вскоре Литва отозвала посла из Пекина. Вслед за этим представители литовского бизнеса стали сообщать о трудностях, связанных с тем, что партнеры из КНР отказываются продлевать старые и заключать новые контракты.