Не электричеством единым: как БелАЭС приведет к экономическому успеху Россию и Белоруссию

Энергосеть БелАЭС
© Photo : пресс-служба Госкорпорации "Росатом"

Борис Марцинкевич

Пока коллективный Запад придирается к БелАЭС, перед Союзным государством открываются возможности запустить такие крупные экономические проекты, которых раньше не было.

С первых чисел июня 2021 года первый энергоблок Белорусской АЭС, работающий на базе инновационного реактора поколения III+ ВВЭР-1200, работает в режиме промышленной эксплуатации. С этого момента Белоруссия стала полноправным членом всемирного "атомного энергетического клуба".

При этом работа по строительству второго энергоблока не останавливается.

Несмотря на проблемы, связанные с эпидемией COVID-19, все этапы реализуются в соответствии с календарным графиком: в начале мая был завершен входной контроль ядерного топлива для начальной загрузки активной зоны, 9 июня успешно проведены гидравлические испытания и циркуляционная промывка трубопроводов и оборудования первого и второго контуров реакторной установки.

Осенью 2021 года планируется загрузка топлива в активную зону второго реактора, после чего начнется этап физического пуска. В конце года – начале следующего в объединенную энергосистему республики поступят первые киловатт-часы, выработанные на новом источнике генерации электроэнергии.

Белорусская АЭС
REUTERS / BelTA / Maxim Guchek
Белорусская АЭС

29 июня с очередной проверкой в Белоруссию прибыли эксперты МАГАТЭ – в этот раз они оценили режим физической защиты ядерных материалов.

Отметим, что и эту миссию МАГАТЭ Белоруссия принимает на добровольной основе: Минск пригласил специалистов для получения независимой оценки работы, проделанной собственными силами при участии Росатома. Возможно, что МАГАТЭ передаст руководству электростанции дополнительные рекомендации.

Власти республики последовательно следуют выбранному стилю работы – использовать любые возможности для изучения лучших практик, не отказываться от возможности сотрудничества с профессиональными международными организациями.

МАГАТЭ, ВАО (Всемирная ассоциация компаний-операторов АЭС), Евратом, который отвечает за атомную отрасль ЕС, – Белоруссия не только не отказывается, а инициативно ищет возможности конструктивного сотрудничества.

С учетом всего этого бесконечные жалобы на "недостаточный уровень безопасности Белорусской АЭС", регулярно зачитываемые литовскими политиками по случаю и без случая, выглядят откровенно нелепо.

Белорусское "энергетически-экономическое уравнение"

Политика, проводимая властями Литвы, доведена до полного абсурда – эта страна на 70–75% зависит от внешних поставок электроэнергии, однако отказалась от ее импорта из Белоруссии.

Однако о том, к чему может привести такое поведение, какими могут оказаться последствия распада электрического кольца БРЭЛЛ, – не в этот раз. В этой статье мне хотелось бы (автор Борис Марцинкевич – прим. Baltnews) попытаться проанализировать ситуацию, сложившуюся в Белоруссии с экономической точки зрения.

Отсутствие возможности экспортировать электроэнергию в Литву и в Польшу принимаем как данность, поставки электроэнергии на Украину относим к ненадежным – никто не в силах предсказать дальнейшие действия украинских политиков.

Белоруссия уже провела тесты своей энергосистемы при полном отсутствии перетоков на границе с Литвой – проблем не возникло, стабильность системы сохраняется полностью, то есть из нашего "уравнения" вычеркиваем не только экспорт, но и аварийность.

Для строительства АЭС Белоруссия договорилась с Россией о получении межгосударственного кредита в сумме 10 млрд долларов, в марте 2021 года определили кредитную ставку – 3,3% годовых, срок договора – 25 лет, начало выплат – 2023 год (в связи с переносом срока начала эксплуатации второго энергоблока АЭС).

Для республики такой объем заемных средств – это немало, тем более, что Евросоюз, не сумев повторить украинский сценарий в Белоруссии, сейчас активно использует односторонние дискриминационные меры в ее отношении.

Известно, что после введения в эксплуатацию обоих энергоблоков БелАЭС республика получит не только новый мощный источник генерации электроэнергии, но и возможность снизить спрос на природный газ в объеме около 4,5 млрд кубометров в год.

Достаточно ли такой экономии для того, чтобы рассчитаться по кредиту, полученному от России? Арифметика достаточно проста: при нынешней стоимости поставок в 127 долларов за 1000 кубометров Белоруссия получит экономию на 500 млн долларов в год, и этого вполне достаточно, чтобы справиться с кредитом. Вот только разумен ли такой подход?

Возможность вернуть кредит не решает проблемы профицита производимой электроэнергии, ее дополнительные объемы можно и нужно использовать для развития экономики Белоруссии, а оптимальным будет вариант, при котором это развитие будет идти за счет новых интеграционных проектов Союзного государства России и Белоруссии.

То же, но менее официальными словами: дополнительные объемы электроэнергии в Белоруссии могут быть использованы для реализации совместных с Россией и взаимовыгодных проектов появления новых, крупных и энергоемких производств, которые обеспечат новые рабочие места и повышение уровня жизни в наших странах.

Перспективы и актуальные проблемы и возможности

Да, сейчас модно и современно рассуждать о хайтэке, роботизации, цифровизации и иных высоких технологиях.

Все эти направления действительно необходимо развивать, однако эти отрасли не требуют большого количества трудовых ресурсов, на повышение уровня жизни населения они оказывают достаточно опосредованное влияние – особенно с учетом того, что и в России, и в Белоруссии эти направления получили весьма серьезные налоговые льготы.

Перспективы хорошие, а вот рост безработицы, снижение покупательской способности и увеличение кредиторских задолженностей в обеих странах – сегодняшняя реальность, на что обратил внимание во время "Прямой линии с президентом" Владимир Путин.

Вряд ли будет ошибкой сказать, что самая быстро растущая отрасль российской экономики на сегодняшний день – это производство продуктов питания. Статистика роста объема их экспорта хорошо известна. Можно ли ускорить темпы развития именно этой отрасли?

Один из способов известен – Россия все еще использует меньшее количество сельхозудобрений в пересчете на гектар используемой земли по сравнению с той же Европой.

Алгоритм, который позволяет соединить в единое целое все перечисленные факторы (профицит электроэнергии в Белоруссии, рост сельскохозяйственного производства в России, рост спроса на продовольственные товары во всем мире, необходимость учитывать европейские и американские санкции против России и против Белоруссии) не так уж сложен: России требуются новые объемы удобрений по приемлемым ценам, Белоруссии – новые энергоемкие производства.

Обе эти проблемы решаются за счет наращивания производственных возможностей государственного предприятия Белоруссии, которое с 1963 года носит название "Гродно Азот" и производит, как следует из названия, азотные удобрения.

Программа модернизации и развития "Гродно Азот"

Базовым сырьем для производства азотных удобрений является аммиак, ресурсы, необходимые для производства аммиака, – азот, водород и тепловая энергия. Источник азота известен – это просто атмосферный воздух, источник водорода – природный газ, источником тепловой энергии вполне может стать БелАЭС.

За время, минувшее с 1991 года, "Гродно Азот" выстроил целую систему сбыта своей продукции – от Южной Америки через Африку до Юго-Восточной Азии, то есть росту сбыта санкции США и ЕС помешать могут только в том случае, если Белоруссию отключить от SWIFT, не дать использовать в торговле американские доллары.

Но это не только маловероятно, но и не рационально – найти возможность обходиться без долларов в наше время становится все проще. В Белоруссии все это отлично понимают – без всякой связи с вводом БелАЭС была запущена программа развития "Гродно Азот".

Нацелена она на удвоение объемов производства аммиака на первом этапе (с 1 млн тонн в год до 2 млн тонн), далее будут наращиваться объемы конечной продукции (карбамида, карбамидо-аммиачной смеси, капролактама и других).

Определена и предполагаемая смета (1,3 млрд долларов), определен генеральный подрядчик на первый этап программы – победителем тендера стала итальянская компания Tecnimont S.p.A, имеющая необходимый опыт и технологии, которые позволят значительно снизить себестоимость продукции, ведутся переговоры с китайскими банками, которые могли бы обеспечить финансирование проекта на достаточно льготных условиях.

Лукашенко предлагает России новый совместный проект

Нельзя исключать, что, если бы реализация программы развития "Гродно Азот" началась пару лет тому назад, власти Белоруссии вели этот проект самостоятельно, однако в настоящее время ситуация стала совершенно иной.

В феврале 2021 года во время встречи с Владимиром Путиным в Сочи Александр Лукашенко официально предложил "Газпрому" стать участником проекта "Гродно Азот".

Этот шаг представляется логичным и чрезвычайно сильным – расширение производства азотных удобрений способно стать мощнейшим интеграционным проектом в рамках Союзного государства.

О том, что транзитные грузы Белоруссии уже уходят из портов Прибалтики в порты Ленинградской области, уже известно, но пока речь идет о продуктах нефтепереработки – у России пока нет возможности предоставить портовые мощности для калийных удобрений.

Ведутся переговоры о строительстве новых терминалов, но уже при участии Белоруссии – там же, в Ленинградской области, где "Газпрому" предстоит строить терминалы для отгрузки СПГ и другой продукции химического кластера, строительство которого уже начато.

На территории универсального перегрузочного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга
© Sputnik / Алексей Даничев
На территории универсального перегрузочного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга

Проекты расширения портовых мощностей и расширения производства азотных удобрений вполне совместимы как по времени, так и "по географии" – разумеется, в том случае, если "Газпром" положительно откликнется на предложение Лукашенко.

Возможная "арифметика" (в зависимости от того, какая конкретно технология будет предоставлена Tecnimont) не сложна: на производство такого количества аммиака требуется около 800 млн кубометров природного газа.

Удвоение мощности "Гродно Азот" – это 1,3 млрд долларов и дополнительные 800 млн кубометров газа. Самостоятельно осваивать все 4,5 млрд кубометров газа в год, которые высвобождаются после полного ввода БелАЭС, Белоруссия будет достаточно долго и сложно, а вот участие "Газпрома" позволит ускорить этот процесс – у российского концерна совсем другие финансовые возможности.

Кубометры газа – это "Газпром", гигакалории тепловой энергии – это Белоруссия и ее АЭС, портовые мощности в Ленинградской области – общими усилиями, сбыт в Белоруссии и в России – тоже совместными усилиями. А все вместе это может стать новым мощным интеграционным экономическим проектом внутри Союзного государства.

Конечно, звучит все это немного фантастически, но есть ли другая причина для того, чтобы и Александр Лукашенко, и другие официальные лица Белоруссии уже неоднократно говорили о том, что нельзя исключать того, что в ближайшее время республике может потребоваться строительство второй АЭС?

"Случайность? Не думаю".

Возможны ли в Белоруссии какие-то другие проекты, которые потребуют таких дополнительных объемов электроэнергии?

Нельзя исключать, но все они будут куда как более "замысловатыми", чем тот, что описан в этой статье.

Да, год начала работы "Гродно Азот" был упомянут не случайно – уже более полувека в Белоруссии имеется собственная химическая научная и техническая школа, что является еще одним фактором, который позволяет решать новые масштабные производственные задачи. Остается ждать развития событий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме