Не радость: за последние годы положение литовских пенсионеров ухудшилось

Руки пожилой женщины

Егор Иванов

Новый год – самое время подвести итоги и поговорить о тех, кто не может достойно встретить праздники, переживая большую часть трудностей наедине с собой.

Речь пойдет о литовских пенсионерах и пожилых людях в целом, чье положение в Литве по-прежнему остается очень тяжелым.

Жить стало хуже

С момента восстановления независимости Литвы положение пенсионеров никогда нельзя было назвать завидным, но самое печальное то, что в последние годы ситуация не улучшилась, а ухудшилась. Недавний отчет "Евростата" свидетельствует о том, что число пожилых людей, живущих за чертой бедности, выросло почти вдвое. И это несмотря на рост экономики, социальных выплат и увеличения пенсий по старости.

Если в 2015 году число крайне нуждающихся людей преклонного возраста составляло 27,6% от всех пенсионеров, то в 2018-м уже 41,7% – разница капитальная. В то же самое время в Европейском союзе (ЕС) в целом этот показатель так же немного ухудшился, но незначительно: с 13,2% до 14,9% за три года.

Вопрос, как это возможно, учитывая то, что жизнь в стране, по словам экономистов и высших должностных лиц, улучшается, экономика растет, инвестиционный климат благоприятный и, даже, массовую эмиграцию, якобы, удалось побороть. Ответов здесь несколько. Но самый очевидный из них – это инфляция. Неконтролируемый рост цен съедает все позитивные подвижки властей в этой сфере. Прибавки к выплатам мало чего стоят и девальвируют попытки улучшить социальную помощь. В этой схватке власти никак не могут угнаться и перегнать пресловутое подорожание.

Во многом такая ситуация стала результатом отказа в 2015 году от лита в пользу евро. Но винить, конечно, нужно не новую валюту, а тех, кто запустил маховик роста цен с одной стороны, а с другой, тех, кто его не остановил, отвергнув все идеи регулирования. Хотя это вполне распространенная практика среди европейских стран и совершенно обычная для скандинавских.

И несмотря на то, что экономисты в лице представителей коммерческих скандинавских банков отрицают негативный фактор вступления в еврозону и даже сам факт непомерного роста цен, обычные люди открыто говорят, что денег стало меньше, услуги стали в разы дороже, а покупательная способность уменьшилась. На это сетуют и рядовые граждане, и те, кто представляет пенсионерские организации.

"Знаете, мы очень рады, что пенсии сдвинулись с мертвой точки, но если не будет остановлен рост цен, мы никогда не выберемся из нищеты. Конечно, эти 30 евро – очень хорошо, но если утром повышают пенсии, а вечером говорят, какие цены поднимутся... Ведь, к сожалению, растут цены не только на товары, но и на услуги. Так, как же нам выбраться из нищеты, если цены каждый час растут? Конечно, повышение пенсий – хорошо, спасибо за заботу, но надо останавливать рост цен", – недавно рассказала местной прессе глава Литовской ассоциации пожилых людей Грасильда Макаравичене.

Посильная помощь

Начиная с 2020 года, пенсии должны вырасти на 29 евро, но поспособствует ли это реальному улучшению жизни пожилых людей – вопрос спорный. Сегодня в стране насчитывается около 550 тыс. пенсионеров. 230 тыс. получают пенсию в размере 200-300 евро, 190 тыс. – 300-400 евро, 60 тыс. – 400-500 евро, 14 тыс. – 600-700 и только 3,7 тыс. получают пенсию от 700 евро и выше. При этом по состоянию на декабрь 2019 года, минимальная зарплата в Литве "на бумаге" составляет 555 евро.

Тяжелее всего приходится одиноким пенсионерам, которые рассчитывают лишь на себя, поскольку ждать помощи неоткуда. В конце ноября Сейм дал ход предложению о том, что "одиночкам" следует дополнительно выплачивать по 42 евро к обычной пенсии в качестве бонуса.

"По данным Департамента статистики, за чертой относительной бедности живут 41,7% пенсионеров. С 2015 года этот показатель вырос почти вдвое. Также, по данным Департамента статистики, лица, живущие за чертой бедности, тратят на содержание жилья в среднем 27,9% своих доходов. Поэтому, очевидно, что для одиноких пенсионеров содержание жилья составляет непропорционально высокую часть диспонируемых доходов, поскольку они не могут разделить эту ношу вместе с живущим рядом супругом", – пишет в своем блоге депутат-консерватор Гинтаре Скайсте, одна из авторов упомянутого проекта.

Сравнения не в пользу Литвы

В общеевропейских рейтингах Литва стоит особняком – подобное положение лиц пенсионного возраста не является нормой ни для ЕС, ни для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По данным последней организации, за условной линией нищеты пребывают свыше 25% литовцев старше 65 лет, в то время как средний показатель среди стран-членов сообщества составляет 14%.

Также Литва входит в "антитройку" государств с рекордно низкими пенсионными выплатами. Как правило, с выходом на пенсию от Фонда социального страхования SoDra человек получает не более 30% от имевшихся у него доходов. В то же время средний показатель по странам ОЭСР составляет 59%. Лучше всего ситуация обстоит в Австрии, Люксембурге, Италии, Португалии и Турции, где выплаты составляют или же близки к отметке в 90%.

Отчеты "Евростата" говорят о том, что ситуация еще хуже, чем считают аналитики ОЭСР. Статистическая служба ЕС приводит другие цифры: за чертой бедности находятся не 25% всех пенсионеров, а 40%.

Данные разнятся, так как используются две методики подсчета. В ОЭСР этот показатель высчитывают, основываясь на общих доходах. Иными словами, если поступления пожилых людей составляют менее 50% от средних доходов по стране в целом, то они автоматически подпадают под определение "нуждающиеся". "Евростат" же основывается не на уровне средних доходов в целом, а на средней зарплате, обозначенной официальными службами. Если доходы человека составляют менее 60% от средней зарплаты, его приписывают к бедным.

Резюме для Литвы, тем не менее, независимо от методики подсчета, неблагоприятное.

Мнение автора может не совпадать с  позицией редакции.

Ссылки по теме