В Литве, как и в других прибалтийских республиках, часто говорят о необходимости освобождения от зависимости от российского газа. Вообще идея диверсификации поставок углеводородов, особенно, когда их предоставляет "Газпром", является чем-то вроде мейнстрима во всей Восточной Европе.
Создать альтернативу российскому газопроводу
Вюльнюс настолько рьяно отнесся к задаче "освобождения" от российского "голубого топлива", что даже не пожалел средств на новый СПГ-терминал. Плавучий гигант Independence был построен южнокорейской Hyundai Heavy Industries в 2014 году. Уже в ноябре того же года судно было передано в аренду литовской AB Klaipėdos Nafta на 10 лет.
Удалось ли Литве за счет этого отказаться от трубопроводного газа из России? Стали ли поставки СПГ главным источником для Вильнюса? Увы, но ответ отрицательный. От газопровода отказаться так и не вышло. Последние годы поставки по газопроводу из России только растут. Более того, терминал Independence стал закупать российский СПГ.
Как же так вышло, что стремление к диверсификации "привязало" Вильнюс к российским углеводородам еще сильнее?
Как главный "козырь" Литвы стал главной проблемой?
Желание отказаться от импорта "голубого топлива" из России в прибалтийской стране было столь сильным, что никто особо не задумывался, сколько же в итоге придется за такую "свободу" платить. Литовские политики, начиная с 2014 года, в один голос пророчили сплошную выгоду от использования нового плавучего СПГ-терминала Independence. Тогда казалось, что перед страной открывались большие перспективы. А теперь Литва старается максимально "тихо" покупать сжиженный газ у российского НОВАТЭКа, принимая один за другим газовозы по 10 тысяч тонн каждый.
Нет, конечно, литовский Independence закупает также американский и норвежский СПГ. В 2018 году терминалом в Клайпеде было принято два больших газовоза. Вот только в литовском правительстве вряд ли смогут долго скрывать, что такого рода сделки крайне невыгодны.
Госкомпания Klaipedos Nafta заявила о 70 млн евро операционной прибыли по газовому направлению за 2018 год. При этом пришлось заплатить 62 млн за аренду самого плавучего терминала, то есть фактическая годовая прибыль не превысила 8 млн евро. А ведь есть еще затраты на зарплаты персоналу, эксплуатационные издержки и много других мелочей. Будет очень хорошо, если в итоге хотя бы в ноль выйти удастся.
Кстати, вот еще одна "ложка дегтя в бочку меда" рентабельности проекта Independence – фактический уровень загрузки мощности терминала составил 28% при обязательном техническом минимуме в 20%. Выходит, судно набирает так мало "голубого топлива", что работа ведется практически на грани убыточности, значит судно ходит почти "вхолостую".
В этом году ситуация стала еще хуже. Главный "козырь" Литвы уже окончательно превратился в сплошные убытки. Доходы за первый квартал 2019 года упали на 60%. Итог – расходы на терминал превысили доходы, которые он приносит.
Independence – корабль из "бермудского треугольника"
В беседе с Baltnews эксперт МОО "Мобильные кадры страны" Артем Юдкин рассказал, что вопрос построения энергетической безопасности Литвы посредством развития проектов СПГ одновременно и сложен, и прост.
"Сложен в том понимании, что встраивание страны в проекты типа коридора "Север – Юг" (продажа Литвой сжиженного газа в страны Южной и Восточной Европы) осложнено наличием более дешевого газа из России и других стран СНГ. Как минимум, в первые годы реализации коридорных проектов стоимость газа будет все больше уступать цене российского, что только усилит негативные эффекты для Вильнюса. Одновременно встанет вопрос о покупателях газа в Европе, которые сами по себе могут создать инфраструктуру СПГ (ведь основной потребитель – страны Западной Европы – достаточно развитые и богатые страны) или же продолжат пользоваться российским газом.
Наиболее простой ответ на вопрос о перспективах энергетической самостоятельности состоит в бермудской прописке терминала Independence, находящейся в порту Клайпеды. Основной объект инфраструктуры СПГ в стране не только не является собственностью государства, но и не принадлежит частной литовской компании. Терминал вообще является собственностью организации, зарегистрированной в офшорах. При неблагоприятных условиях может возникнуть эффект "филатовской Бабы Яги" – фактического прекращения отношений между сторонами контракта.
Предприятия Литвы не были готовы к потреблению газа от плавучего терминала. Это привело к принятию специального закона о терминале СПГ, обязавшего крупные компании закупать не менее трети от потребляемого газа от терминала.
То есть Вильнюс заставлял своих налогоплательщиков оплачивать услуги офшорной компании. При этом выкупить терминал в государственную собственность – особая проблема, так как цена может составить свыше 200 млн евро, что очень существенно для бюджета.
Литва активно пытается добиться от России скидки по газу, но стоимость такой игры для прибалтийского государства будет постоянно повышаться и ложиться на налогоплательщиков", – заключает эксперт.
Старательно делаем вид, что не покупаем российские углеводороды
Трехлетняя убыточность сделала свое дело. Литовская Lietuvos energijos tiekimas (контролирует рынок электричества и газа в Литве) еще в конце 2018 года договорилась о поставках газа из России на 2019 год. Разумеется, их объемы в открытых источниках не указываются.
Вильнюс вообще теперь старательно не распространяется о сделках с Москвой. Представители литовских компаний напоминают всем, что Литва не импортирует сжиженный природный газ из Калининградской области, где Россия недавно построила новый терминал с плавающим судном-хранилищем "Маршал Василевский".
Есть, правда, один нюанс. Литва все равно покупает российские углеводороды в виде СПГ от НОВАТЭКа. Это, кстати, признали в литовском концерне Achema (крупнейший производитель азотных удобрений – прим. автора) и государственной энергетической компании Lietuvos Energija.
Вот и выходит, что огромный терминал Independence, цель которого – сделать Литву независимой от российского газа, теперь заключает сделки и принимает корабли с СПГ от НОВАТЭКа из России.
Тут, пожалуй, даже не помогут призывы принять закон, ограничивающий закупки сжиженного природного газа из России, о котором так старательно последнее время твердят парламентарии Лауринас Кащюнас и Аудронюс Ажубалис из партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы".
Все просто. Американский и норвежский СПГ слишком дорогой. А как недавно заявил директор по международному развитию Lietuvos Energija Мантас Микалаюнас, холдинг работает в условиях обостряющейся конкуренции и должен выбирать самый дешевый газ, то есть российский.
Отказаться можно, но стоит ли?
Промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов объяснил Baltnews, что теоретически отказаться от российского газа Литва может двумя способами: либо полностью перейти на потребление СПГ из Норвегии, США или Персидского залива, либо дождаться прокладки газопровода Balticconnector из Финляндии в Эстонию и договориться с ней о закупке "голубого топлива".
"В теории многое кажется легко выполнимым. На практике все будет иначе. Перейти на СПГ Литва не сможет, поскольку он дороже трубопроводного газа, у страны может попросту не хватить средств на его приобретение. К тому же есть пример производителя азотных удобрений Achema, для которого покупка СПГ обернулась большими финансовыми потерями.
Планируемый к строительству Balticconnector имеет проектную мощность 2,6 млрд. куб. м газа в год, то есть почти столько, сколько нужно Литве. Но не стоит забывать, что весь газ из Balticconnector Эстония не сможет продавать Литве, он ей и самой нужен.
Соответственно, в долгосрочной перспективе российский газ будет по-прежнему приобретаться Литвой и даже если его закупки и снизятся, тем не менее отказаться от него она не сможет. А в каком уж состоянии и как именно он будет в нее поставляться – сжиженном (в газовозах) или же в естественном (по трубе) – не принципиально", – рассказал Baltnews эксперт.
Неутешительный вывод
Итог – Литва, как бы ей ни хотелось, не сможет полностью отказаться от российского газа. Все попытки сделать это привели к обратному эффекту.
Independence закупает СПГ из России. Еще в 2017 году импорт "голубого топлива" из российского газопровода увеличили все три прибалтийские страны, причем Литва купила углеводородов больше всех, следовательно, от трубопроводного газа освободиться тоже не вышло.
А ведь Москва сделает поставки еще более масштабными и дешевыми, ведь Северный морской путь активно развивается, НОВАТЭК строит новые ледоколы, а проекты "Арктик СПГ" и "Арктик СПГ-2" вскоре выйдут на полную мощность. Такими темпами литовский Independence может полностью перейти на российские углеводороды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.