Территории карман не тянут. Как за годы "оккупации" Литва стала больше

Клайпеда - Мемель
BALTNEWS.lt

Михаил Кузнецов

Официальный Вильнюс во всю говорит о "советской оккупации Литвы", но так ли чиста совесть самой Литвы перед соседями? Ведь фактически Литва продолжает удерживать не свои земли, предпочитая не вспоминать об этом.

Литовские власти активно педалируют тему советской оккупации, а сам миф о Литве как извечной жертве стал основой национального строительства в балтийской республике. Упорно восстанавливая "историческую справедливость", литовские власти провели приватизацию промышленности и декоммунизацию. Впрочем, сама Литва не торопится восстанавливать справедливость в отношении соседей.

Клайпеда – единственный повод для гордости, но чьей?

Клейпеда – один из самых важных, если не самый важным с экономической точки зрения город для современной Литвы. Он не только богат с точки зрения архитектурного и культурного наследия, но и выступает воротами Литвы в Балтийское море. Дело в том, что исторически в Клайпеде находился немецкий незамерзающий порт, который в советские годы был доведен до современного уровня, что сделало его одним из важнейших на Балтике.

Если взглянуть на историю этой балтийской жемчужины, то оказывается, что в ней почти нет ничего литовского. Более того, нет заслуги самой Литвы в том, что Меммель, ныне называемый на литовский манер Клайпедой, стал важным торгово-транспортным узлом. Впрочем, здесь заслуга балтийской республики в том, что она фактически аннексировала город.

Клайпеда и прилегающий к нему регион имеют особую, отличную от остальной Литвы историю. Данные археологических исследований свидетельствуют о том, что он был заселен еще в первые века нашей эры. Крепость на месте города была заложена немецкими рыцарями-крестоносцами, и до 1525 года Мемель принадлежал рыцарям Тевтонского ордена. После же город был частью Пруссии и Германской Империи и был им вплоть до 1923 года.

Немецкие корни Клайпеды отразились в архитектурном облике города, а из фасадов исторических зданий то и дело выглядывает Мемель, который чужд как литовской истории, так и литовской культуре.

Запутанная судьба Мемеля

После завершения Первой Мировой войны, которая обрушила как Российскую, так и Германскую империи, на Версальской конференции было решено оставить Меммель под мандатом Лиги Наций. В 1920 году его передали под коллективное управление стран Антанты. В городе присутствовал небольшой французский гарнизон. Самоуправлением занимались местные немцы, коих было большинство среди экономически активного населения самого Мемеля и окрестностей, называемых Мемельландом.

Версальский договор не передавал эту территорию Литве, так как к этому времени еще не было решено будущее Литовского государства, и его независимость не была признана международным сообществом. Лидеры местных литовцев требовали присоединения к Литве, но все же их часть чувствовала себя связанной с Восточной Пруссией, чем с Литвой.

Мемель (Клайпеда) в начале XX века
Мемель (Клайпеда) в начале XX века

Дополнительным фактором против присоединения к Литве было сильное культурное различие. Жители края почти полностью (95%) были протестантской веры, в то время как Литва была католическим государством, которое несколько веков находилось под влиянием польской культуры.

Кроме того, Клайпедский край был экономически более развит, чем соседняя Литва. В течение периода французской администрации идея независимого государства Мемельланда росла и набирала популярность среди местных немцев. Предполагалось создать вольный город Мемель, по образцу вольного города Данцига.

И тут на сцене появляется Литва. Маленькая новообразовавшаяся страна желала приращения территорий, которые якобы принадлежат ей "по справедливости".

Конечно, будучи не в состоянии воевать, Литва в духе стервятника решила поживиться за счет умирающей Германской империи. В ноябре 1921 года Учредительный Сейм Литвы высказался за присоединение Клайпеды к Литве на правах автономии. Мемельские немцы, составлявшие активное большинство в крае, во время референдума проголосовали за свободное государство и против союза-унии с Литвой. Подавляющее большинство, – 54 429 человек (75,75% из граждан, имевших право голосовать) не желали присоединения к Литве.

Интересно также и то, что, согласно опросам того времени, 93% человек задекларировали себя как этнические немцы в городе Мемель и 63% задекларировали себя как мемельлендеры на территории Мемельланда. Также на территории региона действовала организация "Немецко-Литовский Отечественный Союз" вместе с "Рабочей группой общества за свободное государство Мемель". Организации выдвигали идею "Свободного Государства Мемельланд".

Однако эта идея была уничтожена на корню последующими событиями. Франция вынашивала мысль передать Мемель Польше, причем для этого предполагалось объединить Польшу и Литву в новую Речь Посполитую. Впрочем, союза поляков и литовцев не получилось, а случилась польско-литовская война и взаимное охлаждение. В ходе той войны Польша присоединила к себе Вильно.

Примечательно то, что в марте 1938 года правительство Польши предъявило ультиматум Литве, требуя, чтобы та навечно отказалась от Виленской области и установила с Польшей дипломатические отношения, подтвердив новый статус оккупированных территорий. Хотя литовцев поддержал Советский Союз, Литва все-таки поддалась Польше и действительно "навечно отказалась" от Вильно (Вильнюса) и прилегающих территорий

Как покажет дальнейшая история, литовские власти вовсе не осуждали пакт о ненападении между СССР и Германией, когда советские войска входили на оспариваемые территории. Тем более балтийская республика не возражала, когда ей передавали территории, от которых она "навечно отказалась".

С другой стороны, при посредничестве Антанты, Литва фактически захватила Меммель, устроив вооруженную провокацию против французского гарнизона в городе. Как отмечают историки, Антанта закрыла глаза на литовскую аннексию города в знак компенсации ей территориальных потерь в войне с Польшей.

Как Литве снова подарили Мемель, сделав его Клайпедой

Впрочем, счастье длилось не долго. Соседняя Германия, ведомая реваншизмом и нацистской идеологией, вспомнила о том, что немецкий город-порт принадлежит тем, кого в прежние времена не пускали на порог приличных европейских домов. Набрав достаточную военную мощь, Берлин решил выгнать новоявленных балтийских захватчиков.

В марте 1939 года Германия фактически предъявила балтийской республике ультиматум: Берлин потребовал, чтобы Литва передала Германии навечно Мемельский край, в противном случае "фюрер обещал действовать с молниеносной быстротой". В целом, речь шла лишь о том, каким образом Германия вернет свои земли, и потому Литва выполнила требования Берлина и на этом история-недоразумение о Клайпеде могла бы завершиться.

После завершения Второй Мировой войны СССР вновь передал Литве Клайпеду с Клайпедским краем. Хотя мог бы этого и не делать. Тогда еще Мемель мог бы, как и остальные территории Восточной Пруссии, быть включен в состав РСФСР.

Интересно, что, по словам политика, депутата Государственной Думы ФС РФ Виктора Алксниса, передача Мемеля литовским советским властям осуществилась по приказу советского фронтового командования и никак юридически не подкреплена, в том числе нормативными актами органов государственной власти СССР.

Кроме того, Москва направила в саму Литву и особенно в Клайпедский край колоссальные ресурсы для того, чтобы превратить разрушенную войной республику в передовое промышленное образование в составе единого государства. Сам же клайпедский порт в советские годы стал одним из самых современных портов на Балтике.

Другие подарки

Несмотря на то, что Клайпеда является самым ярким примером "жестокой оккупации" литовского государства, были и многие другие подарки балтийской республике. Так, 10 октября 1939 года был подписан советско-литовский договор о взаимопомощи, по которому СССР передал Литве Вильно и Виленскую область.

В числе других советских подарков можно назвать курорт Друскининкай. В октябре 1940 года Сталин передал Литве ранее входившие в состав Белорусской ССР Друскеники. Та же участь постигла Свенцяны и железнодорожную станцию Годутишки с окрестными населенными пунктами, которые прежде находились в составе Белоруссии.

Более того, в январе 1941 года СССР купил у Германии за 35 миллионов марок еще 8.200 кв. км польской земли – так называемый Вылкавысский выступ, находящийся недалеко от польского города Сувалки. Эти территории также были переданы балтийской республике. Так Литовская ССР расширилась и на юго-западной границе.

Вместо послесловия

История не имеет сослагательного наклонения, но она всегда стремится к объективности и последовательности. Имея долгую и запутанную историю территориальных приращений, Литва может не уделять им большого внимания, стремясь затушевать неудобные страницы своего прошлого.

В то же время вызывает недоумение позиция сегодняшнего Вильнюса, который находится в авангарде кричащих о "советской оккупации". Выступая за полную десоветизацию, власти Литвы стыдливо замалчивают то, какие выгоды получила непосредственно балтийская республика от "агрессивных действий СССР".

Если Литва хочет в полной мере вернуть "все как было" и десоветизироваться, то почему бы балтийской республике не попробовать разобраться в том, что и кому она должна вернуть после того, как приняла активное участие в этой самой "оккупации". Или "это другое"?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме