В монолите взглядов и подходов официального Вильнюса, после августа 2020 года разорвавшего все официальные отношения с якобы нелегитимным президентом Александром Лукашенко, появилась трещина.
Из литовской столицы в Минск вопреки воле официальной власти отправилась делегация граждан. Они надеются возвратиться домой с пакетом "восстановленных хороших отношений между странами-соседями".
Семеро смелых пошли на прорыв
Членов "Гражданской делегации" уже назвали "семеркой смелых". Группа в основном сформирована из представителей нарождающейся левой партии "Заря справедливости", что само по себе явление для Литвы экстраординарное. Представим их персонально:
Поэтесса Эрика Швенченине – в качестве руководителя делегации. Вместе с нею выехали в Белоруссию бывший кандидат в президенты Литвы (на выборах 2019 года) журналист Казимирас Юрайтис, депутат Сейма (апрель 2015 – ноябрь 2016) режиссер Аудрюс Накас, кинооператор Вайда Юозапайтите, блогер Йонас Ковальскис, бард Агнюс Рушис и общественник Робертас Страгис. Фактически, перед нами срез литовского общества.
Каков их план? "Едем, поскольку считаем белорусскую государственную власть легитимной, поддерживаемой большинством избирателей. Нужно восстанавливать диалог. На это имеем право, поскольку наши взгляды отличны от взглядов, принимаемых литовским правительством в отношении соседей", – говорят члены делегации.
Смело для Литвы, являющейся главным европейским критиком официального Минска и прибежищем для белорусов, называющих себя оппозиционерами.
Политики левого толка хотят собственными глазами увидеть положение дел, встретиться с высокопоставленными и рядовыми людьми, рассказать, что далеко не все в Литве одурманены официальной антибелорусской пропагандой и лишь мизерное количество (не более 60 тысяч жителей) поддерживает брехливых "протестунов".
Конечно, тектонических сдвигов в литовско-белорусских отношениях не случится даже после встречи делегатов с главой МИД РБ Владимиром Макеем. Но народ говорит, что курочка по зернышку клюет. Закладной камень в новом фундаменте двусторонних отношений, может, появится.
Стан "патриотасов" в бешенстве
Националисты и белорусофобы в бешенстве: как социалисты осмелились идти вразрез с генеральной линией государства? Кто уполномочил их говорить о прямых закупках электроэнергии с атомной станции, которая является угрозой национальной безопасности?
Разве делегаты не понимают, что их визит будет использован разного рода пропагандистами для дискредитации Литвы в Европе и мире? Чего стоит лишь одно их утверждение "белорусский переворот готовился с помощью и при поддержке официального Вильнюса".
Больше других неистовствует профессор Витис Юрконис из Института международных отношений и политических наук. Разумеется, теперь он занят поисками "русского" следа: "Изучаю список делегации, историю "Зари справедливости" и ясно вижу их несамостоятельность, зависимость от внешних сил. – цитирует политолога информагентство BNS. – Ими просто манипулируют в интересах Кремля".
Юрконис пытается вбросить в игру засаленную карту с изображением Светланы Тихановской. Мол, она – настоящий лидер, встречающийся с президентами, премьерами, канцлерами. Рядовому белорусскому министру, тешащему самолюбие беседой с никого не представляющей группой литовских маргиналов, до Тихановской далеко. И наоборот.
Путь из прошлого в никуда
С недавних пор в литовской прессе придумали проект "Коридор" – серию фильмов, подкастов и статей о современных белорусах, нашедших убежище в соседних странах, об исторических деятелях, слова и действия которых оказались чрезвычайно актуальными спустя сотни лет. Выходит проект под бело-красно-белым флагом.
Не слишком успешные и невостребованные третьеразрядные русскоговорящие журналисты рассказывают немногочисленной аудитории ужастики об августовских 2020 года событиях в Белоруссии, пытаясь выжать максимум антилукашенковской пропагандисткой чуши из скучных бесед с бывшими "протестунами".
Как указывает минский политолог Петр Петровский, "в миграционной среде беглых набирает силу дискуссия на предмет, цитата, "примирения с режимом". Мол, давайте вернемся к статусу 2019 года, когда либеральная колонна свободно функционировала и могла даже лоббировать принятие некоторых решений в системе".
Стратегией "либероты", по словам Петра, было вовлечение, постепенное разложение и перековывание белорусского глубинного государства и общества, модные высказывания соответствующих ценностей, движение за трендом "ситуативного нейтралитета". В итоге государственная идеология фактически переставала существовать в качестве маркера.
Однако носителей таких взглядов в "Коридор" не приглашают. Вдруг ляпнут нечто, не вписывающееся в мейнстрим, заказанный МИД Литвы? Он примитивен: "Наш национальный интерес в том, чтобы в мире сокращалось количество авторитарных режимов, поскольку во внешней политике наблюдаем закон домино. Едва утверждается режим, как его соседи следуют плохому примеру. Такое движение превращается в угрозу для Литвы, поэтому Вильнюс выступает за антидомино".
В белорусском контексте Литва стремится взрастить и воспитать антироссийское поколение. "Мы должны бать активными в достижении своих интересов". Точка.
"Калидор" мракобесов
Беспринципный и всеядный (работал в интересах как литовских левых, так и литовских правых, абы платили) польский бумагомарака Витольд Янчис в формате прооппозиционного медийного проекта взял интервью у сбежавшего из Минска в Варшаву Павла Латушко. Бывший министр культуры и дипломат сегодня величает себя руководителем Народного антикризисного управления (НАУ).
Поскольку фамилия Тихановской в беседе не прозвучала ни разу, можно понять: он ставит свою персону много выше Светланы. Это легко объяснимо – пауки в банке тоже грызут друг друга.
Что нового узнает обыватель? Оказывается, белорусы проснулись, эмиграция не демотивирует, а, наоборот, дает стимул к работе. Стратегическая "ошибка" России в том, что Москва в августе 2020 года поддержала Лукашенко. Кастусь (Викентий) Калиновский – исторический пример для подражания. И вообще "внутренний протест против диктатора Лукашенко присутствовал в Павле постоянно". Сотрудник МИД на выборах всегда голосовал против Александра Григорьевича. Выходит, была демократия в стране, вопреки обратным утверждениям оппозиционеров.
Знаете, зачем Латушко поднялся на борьбу? Правда, в числе последних, когда шансы на победу и поражение уже соотносились как 70 к 30. Он начал бояться за независимость государства, "потому что гарантии независимости, когда они сконцентрированы в руках одного человека, находятся на самом минимальном уровне".
А попытка смены власти насильственным путем возьми, да и провались. Пришлось "драпать".
Будучи в Польше, остается надеяться на привлечение к уголовно-правовой ответственности Лукашенко на международном уровне. "Только нужно политическим силам не сдаваться, а продолжать борьбу, показывать режиму, что не откажемся от своей цели. Это будет мотивировать и белорусское общество", – продолжает Латушко.
Прерывая пересказ беседы, подчеркнем: вся она – мракобесное "бла-бла-бла" без каких-либо фактов. Читая совместный труд господ Янчиса-Латушко, невольно хочется сказать им: прочтите статью "Государство и революция" Владимира Ульянова/Ленина, чтобы понимать, о чем спрашивать и что отвечать.
Впрочем, этот "калидор" получился не самым худшим. Еще один-два, и от окопавшейся за границей оппозиции окончательно отвернутся все покровители. В детстве маленький Павлик мечтал стать летчиком. Лучше бы стал, оказался бы при делах в любой ситуации. Ведь впереди политическое забвение и прозябание: такова горькая участь поверженного революционера.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.