Белорусский оппозиционер, бывший министр культуры Павел Латушко рассказал о своих исторических ориентирах. Выяснилось, что его герои – поработители и убийцы белорусского народа. Он признался, что в своей политической деятельности равняется на одного из лидеров Польского восстания 1863–1864 годов Константина Калиновского.
"Это Кастусь Калиновский. В прошлом году я посетил место перезахоронения праха Кастуся Калиновского, после того как он был обнаружен возле Башни Гедимина. Это герой, который посвятил себя борьбе ради свободного будущего белорусского народа. Я надеюсь, что его жертва была не напрасна", – сказал Латушко.
Вот только исторические источники ярко показывают, что называть Калиновского "борцом за свободу Белоруссии" нельзя абсолютно никак. В своих выступлениях Калиновский отстаивал независимость именно "Речи Посполитой", а не Белоруссии. Свои воззвания он печатал либо латиницей, либо вообще на польском языке. В своих выступлениях Калиновский открыто выражал ненависть к православию – религии, которой традиционно придерживается большинство белорусов.
Более того, сами повстанцы жестоко расправлялись с крестьянами, активно выступавшими против польских националистов. От их рук в ходе восстания погибло несколько тысяч мирных граждан.
Свои специфические познания истории Латушко продемонстрировал и в отношении к Речи Посполитой. Ее раздел в конце XVIII века он назвал "в том числе разделом белорусских земель, когда Белоруссия в тот момент утратила право на самостоятельное развитие".
Видимо, Латушко "забыл", что во время существования Речи Посполитой почти полностью прекратилось издание книг на белорусском языке. Более того, крестьяне испытывали сильный социально-экономический гнет. Католический теолог XVI века Петр Скарга отмечал, что "паны не только отбирают у горемычного крестьянина все, что им заработано, но и убивают его, если захотят и как захотят".
"Я нигде не видел подобного в Европе, что вижу в Польше: нравы вождей конфедератов чисто азиатские, дивная роскошь, безрассудные расходы, долгие обеды, игры, танцы – вот их занятия", – писал уже французский генерал Шарль Франсуа Дюмурье.
В итоге белорусские крестьяне активно участвовали в антипольских выступлениях. Так, они активно содействовали восстанию Богдана Хмельницкого, а затем помогали русским войскам после их вступления в войну.