"Стыдно быть литовцем": Вильнюс показал, как не нужно относиться к собственной истории

Пятрас Цвирка
© Baltnews / Герман Седлецкий

Андрей Прокофьев

Литва продолжает воевать с советским наследием. В Вильнюсе готовятся сносить памятник поэту Пятрасу Цвирке.

Вот уже на протяжении трех лет не утихают споры вокруг переноса памятника талантливому литовско-советскому поэту Пятрасу Цвирке. Недавно вице-мэр Вильнюса Валдас Венкаускас вынес финальный вердикт "советскому коллаборанту", заявив, что судьба памятника уже решена и городское самоуправление скоро начнет подготовку к демонтажным работам.

При этом никто не поинтересовался ни мнением общественности, ни мнением Cоюза писателей и экспертов, а само решение было принято в спешке. В своем недавнем интервью газете "Республика" заместитель председателя Союза писателей Литвы Аушра Казилюнайте заявила, что несмотря на различное отношение к памятнику, члены литературного совета все же единодушены в том, что он должен остаться на своем месте.

В этой ситуации уровень маразма литовских властей просто поражает воображение. Вместо того, чтобы заниматься действительно важными делами по обустройству своего захудалого государства, они до сих пор не могут отпустить остатки советской истории и только и делают, что разрушают все вокруг.

Фото Пятраса Цвирки их книги “Knygos apie Petrą Cvirką”
Фото Пятраса Цвирки их книги “Knygos apie Petrą Cvirką”

Чем же властям не угодил Пятрас Цвирка? Поэт был советским депутатом, который с трибун народного сейма восхвалял Сталина и подвиги Красной армии, а еще лично написал письмо благодарности наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову от лица всего литовского народа.

Еще он подписал четыре декларации народного сейма, в которых шла речь об утверждении советского строя в Литве и принятия республики в состав СССР. Здравомыслящий человек увидит в Цвирке скорее патриота, чем предателя Родины.

За почти 15 лет правления литовского диктатора Антанаса Сметоны страна находилась в очень плачевном экономическом и социальном положении, единственный шанс сохранить целостность страны заключался в ее присоединении к Советскому Союзу.

Нацистская Германия точно не вписывала литовцев в состав "совершенных людей", поэтому сказки о "Великой Литве в составе Третьего Рейха" не выдерживают никакой критики.

Современная Литва, как и и ее государственность, существуют только благодаря СССР. Точка. Это не советская или российская "пропаганда" – это очень неудобный для современных литовцев факт.

Союз развалился, ненавистные "москали-узурпаторы" уехали, присоединенные территории (Вильнюс и Вильнюсский край, Клайпеда) остались, а Великой Литвы за 30 лет так и не построили. Зато все продали, приватизировали или разворовали. А что уцелело – потом доломали.

Наверное, потому все советское так сильно мозолит глаз литовским политикам. Подсознательно они понимают, что раньше было лучше. Ведь теперь "оккупанты" не раздают направо и налево территории, отвоеванные своей кровью, не строят города, предприятия и заводы, и уж точно не открывают школы, музеи, университеты.

Памятник Цвирке является не только символом советской эпохи, но и зеркалом для литовских политиков. Ведь большинство из них были и пионерами, и комсомольцами, состояли в партии, и песни "дедушке Ленину" они тоже пели, и с КГБ успевали сотрудничать. Только теперь перед новыми хозяевами из Вашингтона неудобно – не по-американски это как-то, быть "кэгэбэшным стукачом".

Памятник литовскому писателю Пятрасу Цвирке
© Sputnik / Владислав Адамовский.
Памятник литовскому писателю Пятрасу Цвирке

Ладно, с Цвиркой разобрались. Но ведь был же еще и Юозас Микенас – создатель памятника, талантливый художник и скульптор, по совместительству – хороший друг поэта. Он не был идейным человеком, и системные идеологи упрекали его творчество в недостаточной "коммунистичности", из-за чего ему пришлось даже вступить в партию.

Исходя из этих фактов, его тоже можно причислять к "коллаборантам"? Убирая этот памятник, политики также вычеркивают из истории имя талантливого литовского скульптора.

Спасти памятник можно только объявив Цвирку или Микенаса "гомосексуалистами", что вполне будет соответствовать "прогрессивным" взглядам мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса. На худой конец можно сбалансировать композицию скамейками, раскрашенными в цвета радуги – "педерасты" Брюсселя точно оценят, и горожане останутся довольны.

Шутки – шутками, но реальный план состоит в переносе памятника на территорию уличной экспозиции Национального музея, где будут рассказывать, как литовских художников советская власть "насильно заставляла" создавать искусство. Не удивлюсь, если в либеральной прессе появятся "новости" о том, как Сталин якобы приезжал в Литву и лично расстреливал всех не согласных с канонами соцреализма.

Отличный повод в очередной раз полить крокодильи слезы перед Евросоюзом и повизжать об очередной денежной компенсации перед Москвой. Фетишизация своей выдуманной жертвенности уже начинает вызывать отвращение и является звоночком для обращения к психиатру.

Литва начинает напоминать проститутку, которая с одной стороны кричит о том, что ее изнасиловали, а с другой в глубине души не против, чтобы это сделали еще раз. Соответственно, на этой почве и начинают появляться различные психопатологии.

"Наличие самого памятника, конечно, оскорбляет чувства тех, кто "пострадал", а "пострадала" вся Литва. Я рассматриваю это как шаг, который должен был быть сделан намного раньше. После решения Комиссии по культурному наследию мы наконец-то сможем сделать этот шаг", – заявил мэр Вильнюса.

Ремигиюс Шимашюс
Ремигиюс Шимашюс

Сам он родом из небольшого провинциального городка под названием Таураге, но считает, что имеет право разрушать и перекраивать Вильнюс на свой колхозный взгляд, не спрашивая мнение самих горожан.

Я (автор Андрей Прокофьев – прим. Baltnews) замечал, что у многих литовских провинциалов проявляется комплекс неполноценности, и практический каждый из них боится признаться, что он из деревни или маленького городка. Прожив пару лет в Вильнюсе, он уже гордо заявляет, что является жителем столицы. Но акцент все равно выдает его.

Вот и Шимашюс – как истинный литовский провинциал, переехавший в столицу, – пытается сойти за прогрессивного горожанина. Но получается плохо. Большинство же реальных горожан вполне довольно советским наследием и считает его неотъемлемой  частью Вильнюса и составляющей его идентичности.

В 2015 году Шимашюс успел начать свой срок с демонтажа советских скульптур, установленных на Зеленом мосту в центре города. На западной стороне южного конца моста была возведена композиция с изображением механизаторов и полевого мастера "Сельское хозяйство", которую создали скульпторы Бернардас Бучас и Пятрас Вайвада.

На восточной стороне – два парня, шахтер и каменщик, гордо маршируют, держа в руках инструменты. Скульптура "Промышленность и строительство" была создана Наполеонасом Петрулисом и Бронюсом Вишняускасом.

На восточной стороне северного конца моста возведена самая помпезная часть – четыре метра с постаментом – выразительная и гармоничная композиция двух солдат с флагом под названием "Гвардия мира", созданная скульптором Бронюсом Пундзисом.

На западной стороне были изображены студенты, жаждущие новых знаний ("Молодежь науки"), которых создали скульпторы Юозас Микенас и Юозас Кедайнис.

Скульптура "Строительство и промышленность" на Зеленом мосту в Вильнюсе
1 из 3
Скульптура "Строительство и промышленность" на Зеленом мосту в Вильнюсе
Скульптура "Гвардия мира" на Зеленом мосту в Вильнюсе
2 из 3
Скульптура "Гвардия мира" на Зеленом мосту в Вильнюсе
Скульптура "Молодежь науки" на Зеленом мосту в Вильнюсе
3 из 3
Скульптура "Молодежь науки" на Зеленом мосту в Вильнюсе

Забавно, но большинство иностранных туристов предпочитало фотографироваться не у памятников Винцасу Кудирке или Гедиминасу, но именно у статуй, установленных на Зеленом мосту. Они являлись, пожалуй, самым выразительным архитектурным ансамблем во всем городе, и вызывали неподдельный интерес у каждого, мимо них проходящего.

Летом 2015 года под покровом ночи скульптуры были убраны с их постаментов, после чего гордо была провозглашенная очередная победа над "советскими оккупантами". Никого не волнует, что скульптуры были выполнены литовскими скульпторами, а позировали для них литовские модели.

Шимашюс решил, что туристам и жителям это видеть не надо, пускай лучше сходят в Музей Геноцида Литвы и посочувствуют бедным литовцам, которых якобы расстреливали миллионами на протяжении всего существования СССР.

За время своего шестилетнего правления Шимашюс успел уничтожить огромное количество советских построек культурного и спортивного назначения под давно известным лозунгом "Мы наш, мы новый мир построим".

Литовский экономист и профессор Повилас Гилис однажды в своем интервью газете "Республика" очень хорошо подметил, что homo soveticus ("человек советский") при всех его недостатках являлся в первую очередь творцом и созидателем, тогда как homo liberalis ("человек свободный") умеет только разрушать и потреблять.

Стройки стадионов и бассейнов буксуют годами, а то и десятилетиями, но зато очень быстро возводятся однотипные офисные коробки и "самые большие в Северной Европе" торговые центры (вот уж действительно повод для гордости).

Давайте лучше вспомним, что мы потеряли за неполные десять лет. Стадион Жальгирис 1948 года постройки, который находился практически в самом центре города и мог вместить в себя 15 тыс. зрителей, был снесен в 2016 году, так и не попав в список культурного наследия.

На его месте строительный концерн Hanner построил очередные однотипные офисы и жилые дома, лишив город крупной исторической спортивной и культурной площадки. Это при том, что при перепродаже стадиона одним из главных условий было сохранение его первоначальной функции: при сносе старого стадиона на его месте должен был вырасти новый. Не вырос.

Дворец профсоюзов, выполненный в помпезном сталинском стиле, тоже был снесен пару лет назад как неугодное советское наследие.

На его месте планируется возвести национальный концертный зал, похожий скорее на очередную офисную коробку, чем на культурное заведение.

Единственный в Литве 50-метровый бассейн тоже снесли, пообещав построить новый, но и эта стройка успела превратиться в национальный стадион номер два, хотя масштабы бассейна в несколько раз меньше.

Собираются сносить построенные в СССР здания аэропорта и вокзала, хотя многие эксперты и общественность сильно этому противятся – возможно, их еще удастся спасти.

Приоритеты властей предельно ясны. Гилис был прав. Нет, конечно же, это все можно было бы стерпеть, но не тогда, когда в стране не так много культурно значимых объектов.

Иронично, но самое известное и посещаемое Литвы – Тракайский замок, является творением советских реставраторов, за что им отдельная благодарность. Советская власть, придя в Литву, основательно взялась за восстановление уцелевших руин, находившихся в аварийном состоянии.

Тракайский замок, Литва
© Photo : Маргарита Кох
Тракайский замок, Литва

В этой ситуации мне, как коренному жителю Вильнюса, особенно дорог тот сквер, где располагается памятник Цвирке. Не потому, что являюсь большим фанатом творчества Цвирки, а скорее потому, что этот сквер является неотъемлемой частью идентичности города, а соответственно и всех его жителей (включая меня).

В нем есть что-то вечное и монументальное, и даже если ты просто проходишь мимо сквера, то на душе становится как-то спокойнее. Просто потому, что там все еще стоит тот самый памятник, как и 10, 15 или 30 лет назад. Стоит как монумент той самой Литве и тому самому литовскому народу, который творил, созидал и к чему-то стремился.

Власти города постоянно говорят, что все советское – это "колхозно и убого", тем самым показывая собственную колхозность в самом плохом понимании этого слова. Колхозникам ведь невдомек, что существует историческая преемственность, отвечающая за целостность самоидентификации народа.

Усиливающаяся глобализация делает мир все более однородным и стерильным, беспощадно стирая любые различия между странами и народами. Большие народы, наподобие русских или французов еще как-то могут противостоять этим процессам, ведь они создают и воспроизводят свою собственную культуру, в то время как немногочисленные литовцы являются лишь культурными потребителями.

Особенно хочется отметить современную литовскую молодежь, американизированную до мозга и костей. Общаясь между собой, они банально не могут связать два слова на литовском, не вставив между ними еще два английских. Литва исторически не может похвастаться большим количеством выдающихся культурных или научных деятелей, и уже вряд ли ей удастся внести какой-то вклад в этот мир (с учетом местных демографических показателей).

Иногда у меня складывается стойкое ощущение, что литовский молодой человек стыдится того факта, что является литовцем. По крайней мере, такое заметно в столице. Все пытаются казаться европейцами, американцами, скандинавами – да кем угодно, но только не собой. Это, дескать, не круто и не современно.

Зато "круто" и "современно" смотреть американские сериалы на Netflix, слушать американскую музыку и наблюдать за американскими блогерами. А кем был Цвирка и что он писал – в данном контексте не имеет никакого значения.

Как однажды сказал великий русский политик Петр Аркадьевич Столыпин: "Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме