В первых числах декабря в столице Литвы работал форум "Свободная Россия". Потертые и поблекшие "бывшие" в одиннадцатый раз собрались, чтобы поговорить на тему "как превратить сегодняшнюю дряхлую, больную и отсталую РФ в завтрашнюю энергичную, крепкую, передовую, процветающую европейскую страну, пропитанную ценностями западного толка".
Агентство BNS, пересказывая программу эмигрантских посиделок, подчеркивало: "участники двухдневной дискуссии будут обсуждать автократические режимы Европы, анализировать уроки гражданского сопротивления в Беларуси и России, а также обсудят возможности работы для представителей оппозиции за рубежом".
Без натяжек можно назвать встречу отставных политических пенсионеров сектантским слетом. Только они могут вообразить, что кому-то внутри РФ интересны замшелые и антипатриотичные мысли о борьбе президента Владимира Путина с историей или плохая ситуация в российской экономике в сравнении с "хорошей" 90-х годов ХХ века, когда бал правила жадная до власти и денег "либерота".
Яркие представители ее осколков Михаил Ходорковский и Гарри Каспаров тоже посетили Вильнюс. Первый виртуально, второй собственной персоной. Оба вождя секты отрезали себе самый лакомый кусочек: прочли доклады на тему "Сможет ли Россия избавиться от проклятия диктатуры?".
Все другие выступления в секциях оказались малопривлекательными. Согласитесь, разве интересно полтора часа слушать дискуссию "Глобальные итоги 2021 года"? Будь в зале экс-канцлер Германии, президенты Франции, России, США и Китая, только журналистов прилетело бы в Литву несколько тысяч.
Увы, ни сильных мира сего, ни прессы. О "глобальных" итогах года, который к тому же еще не закончился, рассуждали мало кому в Европе известные, а в Литве никому вовсе не известные фигуры.
Например, Владислав Иноземцев – экономист, публицист, Мария Снеговая – постдокторант Политехнического университета Вирджинии, научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований (IERES) Университета Джорджа Вашингтона, Елена Лукьянова – доктор юридических наук, профессор Свободного университета, Константин Эггерт – журналист, публицист, политический обозреватель. Модерировал клоунаду какой-то Александр Морозов – научный сотрудник Карлова университета (Прага), эксперт iSANS.
Мишка, где твоя улыбка
Мало компетенции, азарта и оптимизма встретилось на других дискуссионных площадках, коих оказалось общим числом 11. Что оригинального и фундаментального могли по теме "Путинская Россия: вечный эндшпиль", например, сказать рядовым оппозиционерам из провинции шахматист Каспаров, писатель Дмитрий Быков в компании с прокиевским телеведущим Евгением Киселевым?
Совершенно верно – ничего. Они так и поступили, хотя пытались удержать внимание аудитории почти два часа.
Некоторое разнообразие в старое политическое меню привнес Ходорковский. На любимый вопрос украинских журналистов "Чей Крым?" Михаил Борисович не ответил. Но объяснил молодому человеку и всем его агрессивным соотечественникам:
"авторитарное правительство России Крым не вернет никогда, а либеральное и демократическое правительство России — сомнительно, что вернет".
Вяло прозвучало в сравнении с его же заявлением, сделанным в Вильнюсе в 2015 году, цитируем близко к тексту:
"… полуостров на основе российского законодательства включен в состав Российской Федерации, несмотря на то, что этот факт не признан мировым сообществом. Однако в случае решения не продлевать антироссийских финансово-экономических санкций, ЕС, тем самым, практически признает Крым частью РФ".
Вторым заявлением российского олигарха, вызвавшим гневную реакцию большинства участников, стали слова Ходорковского о том, что "европейцам проще принять секторальные санкции, чем назвать европейских союзников Путина. А таковых в Европе и структурах Европейского союза достаточно".
Третьим локальным потрясением для зала стало:
"Антироссийские санкции не остановили Россию, не нанесли ей сколь-нибудь серьезного ущерба и не могут его нанести. Поскольку максимальный их эффект окажется равным 2% ВВП, что для России – мелочь. Санкции, наоборот, консолидировали российское общество вокруг президента РФ".
С тех пор прошло шесть лет. Беглый оппозиционер 2 декабря с горечью признал – ничего не изменилось в лучшую для него сторону.
Несмотря на тот факт, что иные заседавшие старались общую для эмигрантов ситуацию представить в ярких красках, "прислушиваться" все-таки следует к Ходорковскому. В Вильнюсе дважды в год собираются на его деньги. Поэтому Михаил может позволить себе быть "объективным", в отличие от приглашенных им гостей.
Неоязычники
Я (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) лично не был допущен на антироссийский сабантуй. Но несколько друзей-журналистов побывали и оказались немало удивлены.
Игорь Чубайс – доктор философии, "россиевед", публицист, Григорий Амнуэль – режиссер, журналист, общественный деятель, Виктор Шендерович – журналист, публицист, Леонид Гозман – политик, психолог. Все они старые русофобы и проверенные временем негодяи. Удивляться не стоит.
Гражданский активист, исследователь истории и природы Восточной Пруссии Олег Саввин позволил себе заявить:
"Неосоветская Россия никогда не смирится с независимостью Украины, будет осуществлять по отношению к ней имперскую политику, будет втягивать ее в свою сферу влияния, загонять под свой каблук. Ну а мы [в Калининградской области], к сожалению, уже под этим каблуком пребываем, и нам нужно думать, как из-под него выбираться".
Это уже клиент ФСБ или пока только созревающий фрукт – не нам решать. Но живут в Литве граждане РФ, которых остро интересует один короткий вопрос – "Доколе?".
Слетающиеся из "большой" России в Литву гости на подобных шабашах морально помогают местным националистам прессовать любое инакомыслие. Для прибалтийских русофобов "гозманы" и "коцюбинские" – желанные помощники в борьбе против зарубежного Русского мира.
Подводя черту
Агентство BNS, с сообщения которого начали статью, в одном из отчетов о работе российских "неоязычников", сделало знаковую опечатку:
"Российские оппозиционеры, политики из разных стран, политологи и эксперты обсуждают ситуацию в России. Форум будет смешным (вместо "смешанным"), некоторые спикеры будут присутствовать на мероприятии удаленно, а некоторые – вживую".
Несмотря на дистанционное участие некоторых и некоторых вживую, эмигрантский шабаш получился скорее смешным, чем смешанным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.