В Литве о мигрантах больше других репортеров пишет Витянис Мишкинис. На днях он рассказал о встрече с командиром Варенского погранотряда Виргилиюсом Раугалой.
Тамошние безлюдные места, густые хвойные леса и развитая сеть полевых дорог словно придуманы природой для несанкционированного пересечения литовско-белорусской границы. В инженерном отношении она оборудована убого. Иной раз достаточно перепрыгнуть неприметный ручеек – и ты из страны третьего мира попадаешь в страну ЕС, куда и стремятся беженцы из стран Центральной Азии и Африки.
Сказка, ложь и намек
Пограничный начальник среднего ранга в общих чертах рассказал журналисту, как идет охота на нелегалов: обнаружили, взяли в кольцо и вытесняют на сопредельную территорию, откуда пришли. Во всех смыслах похоже на отлов волков: красные флажки и ружья с одной стороны, злой рык диких животных с другой.
Именно такими словами рассказал о выдворении нелегалов другой источник из числа подчиненных Раугалы: мигрантов силой, с применением дубинок и газов, загнали в неглубокую лесную речку, объявив испуганным людям – или убираетесь в Белоруссию, или околеете и сдохните в литовском лесу.
"Качание" прав, слезы и мольба несчастных литовских каменных сердец не тронули. Пограничники вооруженной стеной стояли у среза воды и не позволяли нелегалам ни на сантиметр продвинуться на территорию ЕС.
Поскольку пресса не в состоянии лично на месте событий убедиться (не имеет права), кто из рассказчиков лжец, а кто добросовестный служака, обе версии приходится оставлять на совести стражей границы. Первый сценарий негуманный, но терпимый. Второй же – отвратительный.
Стоит отметить – официальные лица категорически отрицают факты избыточно применения силы, издевательств, глумления над беженцами. "Не стоит создавать апокалипсические картины", – предлагает премьер Ингрида Шимоните, отстаивая чистоту рук и помыслов пограничников. Формально реагируют на тревожные сигналы все, включая президента Гитанаса Науседу.
Однако руководитель европейского агентства пограничной и береговой охраны Frontex Фабрис Легери располагает докладами о двадцати серьезных инцидентов. Все случаи связаны с нарушениями фундаментальных прав человека.
Ложь – лучшая правда
Многие мировые СМИ облетел видеосюжет о применении поляками против нелегальных мигрантов на МКПП "Кузница – Брузги" водометов, слезоточивого газа, шумовых гранат и резиновых дубинок.
Четко слышно, как одетый в камуфлированную форму польский прикордонный хулиган кричит в адрес женщин-беженок kurva, что в литературном переводе на русский язык значит "проститутка".
Поляки (как и литовцы) не считают мигрантов за людей и даже за домашний скот. Отношение к нелегалам независимо от возраста, пола, гражданства у этих восточно-европейцев традиционное – как к "быдлу".
В официальном видео, подготовленном польским пограничным ведомством, ничего подобного нет. Картинка отредактирована, подчищена и выглядит, как приторная карамелька: сладко до такой степени, что скулы сводит.
Не разреши президент Александр Лукашенко своим и другим журналистам беспрепятственно работать на подступах к польской границе, мир никогда бы не увидел истинного лица Польши, при минусовых температурах поливающий ледяной водой женщин и детей. Таков сегодня вклад Варшавы в работу по ликвидации гуманитарного кризиса и его последствий.
С литовской стороны объективная информация тоже отсутствует. Пресс-служба Службы охраны госграницы (СОГГ) подсовывает пропагандистским информресурсам наподобие беспринципного delfi видео, на которых 15 человек бредут по полю. Комментарий гласит: "примерно 132 нелегала планировали попасть из Белоруссии в Литву, но у них ничего не получилось".
С расстояния в полкилометра трудно понять, реальное ли это "кино" или постановочное. Когда, в каком районе, что за люди – все самое важное сознательно оставлено за кадром. Таких фальшивых сюжетов при желании можно заготовить за неделю на год вперед. Чем, видимо, пограничники и занимаются из желания угодить начальству.
Варшавские и виленские чиновники, отвечающие за порядок на своих кордонах, считают, что пресс-центры польской пограничной стражи и литовской СОГГ дают исчерпывающую информацию о происходящем едва ли не в online-режиме.
Для всех, кроме прессы
Выясняется, что со стороны Польши и Литвы подходы к границе для прессы закрыты наглухо. Европейское журналистское сообщество начало роптать. Разразился доселе невиданный скандалище: с точки зрения свободы слова и защиты прав человека "диктатор Лукашенко выглядит куда предпочтительнее записных литовских и польских демократов". Дошло до того, что комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович отчитала Варшаву и Вильнюс за сознательный, целенаправленный прессинг прессы и склонность выдавать желаемое за действительное.
Европейской чиновнице высоко ранга пытались навешать лапши – пребывание у границы будет угрожать жизни журналистов. Эта примитивная чушь прозвучала в адрес профессионалов, в том числе ежедневно рискующих собой в "горячих" точках "ради нескольких строчек в газете".
Марина Штраусс из Deutche Welle руками развела: "Работаем по всему миру, попадаем туда, куда хотим попасть, привыкли к мигрантам и беженцам, беседуем, готовим публикации. И вдруг – опасно для жизни. Просто нет слов, потому что ты не в состоянии ни подтвердить, ни опровергнуть официальные заявления. Приходится верить тому, что дают".
Второй аргумент – журналисты будут мешать пограничникам. Третий – работой прессы воспользуется Минск в своих пропагандистских целях. Репортеры просят чиновников не забывать: свободная пресса – основополагающая ценность Европейского союза.
Боссы восточно-европейского офиса неправительственной международной организации "Репортеры без границ" считают, что ограничения и запреты на работу журналистов как в Литве, так и в Польше носят избыточный характер: "Запреты на работу в приграничье идут вразрез с международными обязательствами Польши и Литвы, которые подчеркивают, что информацию можно ограничивать только по решению судов и пропорционально угрозам".
Не знаем, как в Польше, но в Литве первым подал голос министр обороны Арвидас Анушаускас. Он время от времени болтает глупости, но в целом старается держать себя в рамках. На этот раз не получилось:
"Журналистов не допускают лишь в прилегающую к линии границы полосу шириной в 1 км. Именно там пограничники используют различные тактические приемы для выдавливания в Белоруссию нелегалов, успевших проникнуть на территорию Литовского государства. О тактике нельзя писать, производить фото- и видеосъемку или рассекречивать ее каким-то иным способом. Нельзя давать в руки белорусских пограничников служебную информацию, которой они непременно воспользуются для причинения вреда нашей стране".
Ящик Пандоры открыт
В Вильнюсе явно испугались разгорающегося международного скандала. Сначала председатель парламентского комитета по национальной безопасности обороне Лауринас Касчюнас обмолвился, что "возможно, имеет смысл создать лучшие условия для работы журналистов". Затем засуетилось МВД. И вот на свет появился приказ директора СОГГ Рустама Любаева – "обеспечить общественно значимую работу СМИ, ликвидировать ранее закрытые зоны".
Документ пришелся не по нутру владельцам изданий. Им скандалы не нужны. Есть лакированная картинка – этого обывателю вполне достаточно. Перебьется.
Но профессиональный интерес подталкивает меня (автора Игоря Черникова – прим. Baltnews) ежедневно следить за развитием событий у границ Белоруссии с Литвой и Польшей.
Вижу видеокартинки, подготовленные журналистами разных стран и различных по степени доверия СМИ. Все камеры, фотоаппараты и микрофоны нацелены с белорусской территории на сопредельные. И совершенно отсутствует взгляд "оттуда". Ничего не пожелаешь: дезинформация – сильное оружие в умелых польских и литовских руках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.