Военно-политическое руководство и политологическое сообщество Литвы опять сели в лужу, публично продемонстрировав полное непонимание ситуации, сложившейся в регионе в связи с кризисом мигрантов. Траффик через Минск – давно известный нелегалам "северный маршрут".
Никогда прежде Европейский союз, хотя и не признавал в полной мере результаты электоральных выборов в Белоруссии, не додумывался трогать отлаженный и надежный механизм охраны государственной границы между ЕС и восточными соседями. Наоборот, материально и технически способствовал укреплению кордонов и экстрадиции тех беженцев, которые системно пытались через Минск прорваться в вожделенную Европу.
После оглашения итогов президентских выборов в августе 2020 года именно по инициативе Литвы механизм в области охраны госграницы был сломан. Никаких программ и даже контактов между Евросоюзом и Белоруссией не осталось.
Ради отстранения Александра Лукашенко от власти Вильнюс, что называется, шел напролом. Минск за собственные средства отказался обеспечивать безопасность ЕС.
Транснациональный криминал вовремя "прокачал" новую для континента ситуацию и немедленно ею воспользовался. Курдов, иракцев, афганцев, сирийцев, камерунцев и граждан других стран Центральной Азии и Африки начали направлять в Минск, чтобы через слабо оборудованную в инженерном отношении литовскую границу перенаправить в Евросоюз.
В результате на территории Литвы оказалось примерно 4300 нелегалов, еще примерно 5–6 тысяч силой выдавили назад в Белоруссию. У польской границы скопилось, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч курдов, конечной целью для которых обозначена Германия. Поляки мигрантов не принимали. Ситуация скатывалась к гуманитарному кризису.
Взвились хомячки орлами
Телефонный звонок исполняющей обязанности канцлера ФРГ Ангелы Меркель президенту Белоруссии породил в Литве геополитическую истерику. "Беседу с никем на Западе не признанным [Александром] Лукашенко нужно рассматривать, как частную инициативу фрау Меркель. Диалог противоречит принципам внешней политики ФРГ, его осудили в США", – в злых комментариях для ТВ и радио рассыпался русо- и белорусофоб Жигимантас Павиленис, председатель парламентского комитета по иностранным делам.
Говорящие головы из команды президента, в частности, советник по вопросам внешней политики Аста Скайсгерите, не отставали: лидеры Франции и Германии могут общаться с руководителями тоталитарных государств, но "первым лицам нашей страны абсолютно не о чем с ними говорить".
Советник главы государства поступила неосмотрительно. То ли хотела сказать, что сильные мира сего имеют право строить международные отношения на свое усмотрение, не считаясь со взглядами партнеров по ЕС. То ли подчеркнула – Литве по существу вопроса сказать нечего, поскольку ничего она решить не в состоянии.
Этажом ниже сходили с ума политологи и обозреватели СМИ. Все они решили, что немецкие информационные источники побоку (они давно за газ продались Владимиру Путину), белорусские в Литве не читают даже контрпропагандисты (чтобы не подхватить антидемократическую бациллу). Поэтому пришлось литовцам строить собственные версии.
Между тем немцы сообщали немало любопытного. Например, официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт сообщил: стороны в телефонном разговоре обсудили необходимость гуманитарной помощи мигрантам и беженцам, находящимся на белорусско-польской границе – раз. Договорились продолжить обсуждение этих вопросов – два. Согласились искать "пути и перспективы решения миграционной проблемы с целью недопущения эскалации ситуации" – три.
Немало для 50-минутной беседы с учетом того, что она оказалась для европейцев первой с 9 августа 2020 года.
Пропагандисты тонут в мелких лужах
Судьба нелегальных мигрантов занимает литовских политологов и журналистов меньше всего. Вот поболтать на тему "Капитулировал ли ЕС перед минским диктатором?" – пожалуйста.
Профессор Томас Янелюнас из института международных отношений вынужденно признал с оговоркой – "с белорусским лидером можно договариваться по проблеме, которую он сам создал. Правда, приходится признавать его руководителем государства".
Проамериканский "аналитик анализов" Марюс Лауринавичюс считает, что победителем партии стал не Минск, а Москва. Она организовала гуманитарный кризис, она в итоге взяла верх над самой влиятельной страной Европейского союза. "Все цели Кремля достигнуты. Германия назвала имя настоящего белорусского лидера. И это не Светлана Тихановская или другой оппозиционер. Это Лукашенко".
Лауринавичюс обожает крыть непечатными словами безвольный, бесхребетный коллективный Запад. Досталось ему буквально на днях:
"Там не понимают, что Белоруссия и Россия давно переступили через все "красные линии". Там забыли правило "с террористами не договариваются". Меркель сделала огромную политическую ошибку. Запад застрял в ХХ веке".
Для Янелюнаса и Лауринавичюса все предельно ясно: в Европейском союзе полно дураков, все умные сконцентрированы в Литве. Их, к сожалению, никто не слушает.
Подъем переворотом
Политологи и политические обозреватели в своих рассуждениях отталкивались от заявления президента Гитанаса Науседы, прозвучавшего в понедельник на вильнюсском саммите лидеров стран Балтии.
🇱🇹🇱🇻🇪🇪 & 🇵🇱 are withstanding together the hybrid attack by #Lukaschenko regime. Today agreed w/@valstsgriba, @AlarKaris & @prezydentpl @AndrzejDuda to closely coordinate our actions & seek common #EU & @NATO response to situation at the #Belarus border. #StrongerTogether pic.twitter.com/Un5wrqQpsh
— Gitanas Nausėda (@GitanasNauseda) November 15, 2021
Глава государства много говорил о мигрантах в контексте "гибридной атаки", организованной белорусами. "Они используют нелегалов, как патроны, стреляя ими в сторону Литвы, Польши и Латвии". И далее по старым сценариям.
О черных планах Лукашенко военно-политическое руководство твердит постоянно. Науседа позже заявил следующее:
"Существует достаточно доказательств, позволяющих утверждать, что Россия приложила руку к траффику беженцев в Европу. Например, аэропорты Москвы стали перевалочной базой для пассажиров из Ирака".
Аргумент ничтожный, но за неимением неопровержимых сойдет для провинциального лидера и таких же слушателей. Поражает другое: днем позже, 16 ноября, Гитанас Науседа успел переобуться в воздухе еще до того момента, как фрау Меркель положила телефонную трубку.
Будет наука литовским политологам на будущее: верить в твердые ценностные позиции главы государства нельзя – он меняет их, как перчатки.
Информационное агентство ELTA сообщило: Литву и Польшу в Брюсселе критикуют за искусственно созданный гуманитарный кризис. Науседа переводил стрелки на Минск:
"Думаю, есть возможность разрешить кризис, обращаясь к господину (не повернулся язык выговорить "президент") Лукашенко, как это уже сделала Ангела Меркель. О гуманитарных проблемах нужно говорить не только с Польшей, Литвой и другими странами Европейского союза, но и с Белоруссией", – заявил литовский лидер в эфире радиостанции BBC.
Напомним – говорит человек, днем раньше настаивавший на максимальной изоляции Белоруссии, жесточайших санкциях для страны и международном Трибунале для ее руководства. В интервью местному порталу 15min.lt президент утверждал, цитируем:
"ЕС не ведет переговоры с нелегитимными руководителями. Интересно, как можно вести диалог с Лукашенко, если после 9 августа 2020 года весь Евросоюз, а не отдельные его члены, объявил о незаконности, непрозрачности президентских выборов в Белоруссии? Их результаты мы не признаем! Следовательно, Лукашенко является нелегитимным руководителем Белоруссии".
Такого "гуттаперчевого мальчика", как Гитанас Науседа, можно смело включать в сборную Литвы по гимнастике для участия в Олимпиаде – золото гарантировано.
Будь товарищ Швондер рядом, он непременно сказал бы: "Это какой-то позор". Но мы не швондеры, поэтому резюме звучит иначе: налицо 50 оттенков политической серости. Международная взгляды Литовского государства (определяет их глава этого государства), деградировали так сильно, что вряд ли следует рассчитывать на быстрое возрождение адекватного восприятия реального, трехполярного мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.