Не секрет, что польская правящая элита воспринимает более слабую в политическом и экономическом плане Литву всего лишь как сателлит, выполняющий роль послушного рупора польской политической идеи в восточноевропейском регионе.
И основным рычагом давления на Литву со стороны Польши остаются общественные организации, представляющие польское национальное меньшинство.
В связи с этим любые обстоятельства, которые служат лишь намеком на попытки Литвы выйти из под польского влияния, приобретают широкий резонанс, который, в том числе, может найти свое отражение в дебатах на высоком политическом уровне.
Не исключением стала активизация в последнее время миграционного потока в Литву. В частности, за ширмой нагнетания напряженности в межгосударственных отношениях с соседней Белоруссией литовская правящая элита стремится скрыть нарастание конфликтности в обществе, в которой не последнюю роль играют польское нацменьшинство.
При этом основным катализатором напряженности в литовском обществе выступает развитие событий, которые не соответствуют литовскому сценарию.
В частности, помощь, так ожидаемая Литвой со стороны более развитых европейских государств, в том числе и соседней Польши, является формальной и не позволяет литовскому правительству в полной мере обеспечить основные принципы общественной безопасности в условиях стремительного увеличения миграционного патока.
Об этом дополнительно свидетельствует резкое неприятие литовскими гражданами решений правительства страны о размещении нелегальных мигрантов в "лагерях". Так, с момента увеличения количества нелегальных мигрантов литовскими гражданами не раз организовывались и проводились протесты.
Подобные акции приобретают крайне агрессивный характер, в связи с чем литовские правоохранители применяют силу.
Одним из ярких примеров служит перекрытие 26 июля дорог возле полигона в Руднинкай, где, согласно решению литовских властей, должен быть организован один из лагерей для иностранцев. При этом литовской полицией применялась сила для освобождения проезжей части.
Переступили границы разумного: литовцам угрожают не только беженцы, но и власти >>>
Кроме того, в выборе территории для размещения мигрантов литовские власти руководствуются такими показателями, как высокая защищенность объекта (как правило, объекты военной инфраструктуры) либо места скопления лиц (меньшинств), объединенных по национальному, культурному либо религиозному признаку.
Вероятнее всего, это обусловлено стремлением минимизировать для литовцев такие негативные последствия нахождения на территории страны мигрантов, как рост преступности, распространение инфекционных заболеваний, а также конфликтность с коренным населением.
К тому же такое размещение мигрантов позволяет властям в кратчайшие сроки изолировать места размещения нелегалов в случае возникновения кризисных ситуаций.
Именно подобная стратегия и вызвала резкое недовольство польских граждан, основное место проживания которых – Девенишкес, где сосредоточено польское национальное меньшинство. Решение о создании центра для размещения исламских мигрантов в указанном населенном пункте было принято министром обороны Литвы Арвидасом Анушаускасом. И сразу вызвало волну недовольства у поляков, проживающих в Литве.
В частности, представитель польского нацменьшинства, председатель Объединения Христианских Семей доктор Богуслав Рогальский посетил данный населенный пункт, после чего в интервью польской националистической радиостанции "Радио Мария" сделал громкое заявление об антипольской провокации литовских властей с использованием исламских мигрантов:
"Антипольская провокация литовских властей с использованием исламских мигрантов – так надо сегодня определять то, что происходит в деревне Девенишкес, где проживает 500 жителей, 90 процентов из них – поляки. Литовские власти с использованием исламских мигрантов пытаются дестабилизировать ситуацию в этом польском районе Литвы.
Через "дырявую" границу с Белоруссией на территорию Литву пробираются уже тысячи исламских мигрантов. Тут литовские власти, а именно министр обороны Арвидас Анушаускас, осуществляют свою провокацию в отношении польской национальности, давая распоряжения, при помощи которых хотят вынудить местные власти подготовить центр в месте сосредоточения польского меньшинства.
Основную причину данной позиции Рогальски видит в националистической направленности нынешнего литовского парламента.
После недавних парламентских выборов в Литве сменилась власть. Пропольское правительство Саулюса Сквернялиса сменило крайне антипольское националистическое правительство, состоящее из представителей партии министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса ("Союз Отечества – Христианские демократы Литвы").
Того самого, который выступал против партии "Избирательная акция поляков" в Литве и который вместе с либеральной Партией свободы призывал к историческому превосходству над поляками. Эта существующая коалиция возвратилась к радикальной антипольской деятельности, выливающейся в протестные движения и митинги среди польского меньшинства.
Перед лицом глобального миграционного кризиса Литва, вынужденная противостоять гуманитарному кризису, осталась без существенной поддержки Европейского союза. Кроме того, дополнительно усугубляют обстановку внутриполитические противоречия и рост недовольства как литовских граждан, так и представителей влиятельного польского меньшинства.
При этом Польша, опасаясь повторения аналогичной ситуации на своей территории, стремится самоустраниться от соседней Литвы и в первую очередь принять меры по охране собственной границы.
К тому же недовольство польских граждан в Литве может вызвать недовольство официальной Варшавы и вынудить литовское правительство принять очередные меры, несоответствующие интересам коренных литовцев.
Что же ждет Литву дальше – экономический спад, рост преступности, ухудшение эпидемиологической ситуации, особенно в период широкого распространения коронавируса, разжигание межнациональной и религиозной розни?
Кроме того, нежелание официального Вильнюса наладить взаимодействие с соседней Белоруссией и его целенаправленные обвинения в адрес Минска в провоцировании миграционного кризиса способны только усугубить и без того критическую ситуацию в Литве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.