Язык до добра не доведет: власти Литвы рискуют дружбой с Польшей из-за прав нацменьшинств

Школьники в масках
REUTERS / ANNEGRET HILSE

Гедрюс Грабаускас

В попытках реализовать свои национальные интересы власти Литвы идут вразрез с принципами ЕС и НАТО. Языковая политика правительства обостряет внутренние конфликты в стране и в будущем может усилить на нее давление со стороны Брюсселя.

Среди ведущих стран европейского сообщества Литва продолжает выполнять незавидную роль сателлита более развитых в экономической, политической и военной сферах государств. Литовское правительство послушно выполняет указания передовых стран Евросоюза в обмен на сохранение все более теряющих свою привлекательность перспектив развития в составе альянса.

В этом контексте всего лишь достаточно вспомнить требования политического руководства ЕС о закрытии Игналинской атомной станции, что было необходимым условием принятия Литвы в союз стран. И уже сейчас Литва пожинает плоды своего перевоплощения из экспортера электроэнергии в импортера.

При этом Литва остается объектом территориальных, экономических и политических претензий со стороны соседней Польши. В настоящее время данный курс польской стороны подтверждается ее действиями по распространению своего влияния через манипуляцию историческими событиями.

Об этом свидетельствуют последние события празднования Польшей Дня Конституции 3 мая, с соответствующей риторикой о непосредственном отношении литовского народа к данному событию.

Хотя исторические события показывают, что Конституция 3 мая определяла государственность Речи Посполитой с ведущей ролью именно польского этноса, а Литва, как в принципе и сейчас, играла роль составной части польского государства.

В данных условиях одной из форм воздействия на Литву со стороны Польши остается деятельность национальных меньшинств. Однако все-таки важно отметить, что многое в политике ЕС идет вразрез с интересами литовского общества и, несмотря на лояльную к западным государствам политику официальных литовских властей, это способно спровоцировать рост внутрисоциальных конфликтов.

Так, на фоне активной реабилитации в Литве крайне националистической идеологии закономерным является возникновение вопроса соблюдения прав нацменьшинств.

Подобная тенденция особо ярко проявилась после вступления страны в состав Европейского союза, когда литовское правительство целенаправленно проводило политику искоренения любого советского наследия.

Такая деятельность непосредственно касалась представителей национального меньшинства России и Белоруссии и в первую очередь характеризовалась созданием условий для сокращения сфер жизнедеятельности государства, в которых использовались языки нацменьшинств.

Примечательно, что в настоящее время можно наблюдать те же самые маневры литовского правительства в отношении польского языка, что логично вызывает недовольство всех уровней польского этноса, начиная от польской диаспоры в Литве и заканчивая официальным польским правительством.

В связи с этим активизировалась деятельность польской диаспоры в Литве по сохранению влияния на социально-политическую жизнь государства через воздействие всевозможными способами на литовские власти. Логично ожидать, что Варшава поддержит указанный курс. Но именно такие противоречия способны нарушить дружественные польско-литовские связи.

Перипетии языковой политики

В апреле текущего года представители польской диаспоры подняли вопрос о планах по сокращению объемов преподавания в средних школах польского языка на обязательной основе.

В представленном проекте реформы образовательной системы средней школы Литвы обозначено, что обязательными для обучения предметами остаются литовский и математика. Именно из этих двух дисциплин можно выбрать углубленный курс обучения.

В это же время предложено четыре предметных блока, среди которых ученики могут выбирать дополнительные курсы. В языковой блок, помимо иностранных языков, включены языки национальных меньшинств, включая польский.

В данном случае ученик должен выбрать для обучения один предмет, например, английский либо немецкий. С учетом современных тенденций развития социальных сфер жизни логично предположить, что молодежь, стремясь реализовать себя в ведущих странах Евросоюза, выберет один из этих языков.

В связи с этим 28 апреля учителями содружества "Школьная матрица" направлено письмо в адрес литовских властей, в котором выражается "категорический протест" в отношении предложенных изменений принципов изучения национального языка в литовских школах.

Языковой вопрос польской диаспоры является следствием отсутствия с 2010 года в Литве Закона о нацменьшинствах. Это в значительной мере препятствует распространению социально-политического влияния Польши на литовское правительство через польскую диаспору.

Принятие новой редакции закона предусматривает расширение применения иностранных языков в Литве, в том числе в топонимической сфере, что, по мнению литовских националистов, снизит доминирующую роль литовского языка и приведет к неизбежным ассимилятивным процессам, отягощенным высоким процентом эмиграции литовских граждан.

Предыдущий законопроект утратил силу в 2010 году. И вопрос длительное время оставался без существенных изменений. Предлагался ряд проектов, которые так и не были реализованы. Но с приходом к власти в Литве по результатам выборов 2020 года консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы" данная проблематика получила свое новое развитие.

Несмотря на то, что соблюдение интересов нацменьшинств заявлено одним из приоритетных направлений деятельности нового литовского правительства, о прогнозируемых негативных тенденциях в указанной сфере свидетельствуют предложенные властями изменения в образовательной системе. При этом польское сообщество не может допустить даже минимальное снижение степени влияния на социально-политическую жизнь в Литве.

О существовании определенной степени недоверия польской диаспоры к литовским властям свидетельствует желание национальной общины провести независимую перепись населения.

В частности, по итогам предыдущей переписи в 2010 году около 2% жителей Литвы указали свою национальность как "тутэйшие", что позволяет литовскому правительству отнести их к литовской этнической принадлежности, хотя на самом деле в указанный процент входят представители национальных меньшинств.

В Литве проживают представители 154 национальностей, при этом наибольшей диаспорой является именно польская, которая составляет 6,6% всего населения, около 200 тысяч человек. За ней по мере уменьшения идут русская (5,9%) и белорусская (1,3%) общины.

Все дебаты по соблюдению интересов нацменьшинств в Литве являются отражением реально существующих противоречий в системе отношений стран Европейского союза.

И Литва, потеряв ряд важных экономических и социальных преимуществ после выхода из состава Советского Союза, остается лишь инструментом для реализации крупных геополитических амбиций более развитых стран ЕС, в том числе и Польши.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме