После начала протестов в Республике Белоруссия (РБ) прошло уже больше полугода. Пламя "беломайдана" угасло, беспорядков на улицах нет, а организаторы и координаторы митингующих либо свернули свою деятельность, либо уехали в другие страны. Одна из таких руководителей – Светлана Тихановская – все так же пребывает в Литве, а ее призывы почти не находят отклика среди политиков западноевропейских стран.
Однако власти Польши, похоже, сдаваться не намерены. Они пытаются всячески поддержать белорусских диссидентов. Причем главная цель – помочь именно тем, кто выступает против власти в Белоруссии, а не населению самой республики.
В первых числах июня руководитель канцелярии премьер-министра Польши Михал Дворчик в ходе встречи с председателем Независимой студенческой ассоциации страны Кшиштофом Бяласом заявил, что правительство выделит 12 млн евро для белорусских оппозиционных СМИ.
Бялас сразу же напомнил, что в РБ, по его данным, находятся под стражей несколько десятков заключенных студентов, которые были задержаны в ходе протестов. Правда, тут же признал, что несколько сотен в итоге было отпущено.
Действия польских властей трудно понять, ведь цветная революция в Белоруссии провалилась, и трата денег на оппозиционеров, которые находятся либо в другой стране, либо под стражей, выглядит несколько странно.
Кроме того, метод давления на власти Белоруссии со стороны Польши серьезно отличается от подхода соседней Литвы. Ее политики занимаются не поддержкой "пятой колонны" в РБ, а пытаются нанести ей экономический урон, призывая ЕС вводить против нее все новые и новые санкции.
Почему Польша и Литва ведут себя настолько по-разному, когда цель у них, учитывая их поддержку "беломайдана" с самого его начала, одна?
Союзники, действующие порознь
Председатель Независимой студенческой ассоциации Польши Кшиштоф Бялас после встречи с руководителем канцелярии премьер-министра, видимо, получив одобрение "сверху", сразу дал понять СМИ и общественности, что 12 млн евро для белорусских оппозиционеров – это еще не все. Бялас призвал лидеров Евросоюза создать специальный фонд для студентов РБ. Разумеется, для тех, кто выступает против действующей власти.
Что интересно – по мнению председателя Независимой студенческой ассоциации Польши, эти деньги должны пойти не на поддержку очередных митингов в Минске, а на предоставление молодым людям из Белоруссии средств для проживания в ЕС. Проще говоря, Варшава хочет на деньги Евросоюза содержать и воспитывать агентов влияния, сделав их, по сути, "грантоедами", которые обучены ненавидеть нынешнее правительство на своей Родине. А в будущем – по приказу даже выдвинуться на очередную организацию "беломайдана".
Казалось бы, такой шаблон уже отработан во многих постсоветских странах. Западноевропейские некоммерческие организации (НКО), а иногда и просто наднациональные структуры ЕС или даже Госдеп США "кормят" оппозиционеров различными грантами, делая из них весьма эффективные кадры, способные раскачивать ситуацию в стране. Когда в восточноевропейском государстве срочно нужно организовать новое "демократическое правительство", например, как на Украине в 2014-м, таких оппозиционеров выводят на "передовую", где они и отрабатывают свой хлеб.
Однако правительство в Литве такой шаблон, инициированный Польшей, почему-то не поддержало. Политики балтийской страны выбрали путь экономического давления на Белоруссию. С некоторыми оговорками, конечно, ведь в отдельных отраслях Литва все еще активно сотрудничает со своим соседом, а разрыв связей может срикошетить по ней самой.
К примеру, политики балтийской страны, смирившись с тем, что транзит нефтепродуктов из РБ окончательно покинул порт в Клайпеде, перекочевав в российские морские гавани, спокойно относятся к санкциям против белорусских нефтеперерабатывающих заводов (новополоцкий "Нафтан" и Мозырский НПЗ). Зато к потенциальным рестрикциям против предприятий Белоруссии, которые занимаются калийными удобрениями, Литва относится с крайней опаской, ведь этот продукт все еще идет транзитом через ее порт.
В связи с этим премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните в первых числах июня заявила, что новые санкции против Белоруссии должны носить комплексный, а не точечный характер. Очевидно, что руководство балтийской страны боится, что Евросоюз, вводя санкции против РБ, "будет рубить с плеча" и этими действиями зацепит экономику и интересы самой Литвы.
Во-первых, руководство и бизнес страны будут не в восторге от идеи ограничить экспорт калия через Клайпедский порт. Во-вторых, ввод эмбарго на поставки российского газа по трубопроводу "Ямал – Европа" тоже ни к чему хорошему для литовской экономики не приведет, ведь в таком случае под ударом может оказаться работа газопровода "Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград". В-третьих, если ЕС введет санкции против импортеров продукции Белорусской атомной электростанции (БелАЭС), под раздачу может попасть потребляющая электричество Украина, которая после 2014-го считается важным политическим партнером Литвы.
Несмотря на все эти риски, руководство балтийской страны все же продолжает гнуть линию ввода санкций против Белоруссии, а не поддержки инакомыслящих, как это делает Польша.
Польская стратегия vs литовский примитивизм
Как объяснил в беседе с Baltnews политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский, нельзя сказать, что руководство Польши действует совсем противоположно Литве. Санкции против Белоруссии предлагались и по линии польского МИДа, и по линии премьер-министра страны Матеуша Моравецкого:
"Повод использовался для этого примерно один – глава РБ Александр Лукашенко преследует членов движения "Союз поляков Белоруссии". Я напомню, одна такая организация зарегистрирована в Минске, с ней особых проблем нет, но есть и еще одна организация, которая работает без разрешения, из-за чего и привлекает к себе внимание местных властей".
"Власти Польши, говоря о санкциях против Белоруссии, оправдывают свою инициативу якобы притеснениями этих этнических групп в стране. Другой вопрос, что Варшава пытается заручиться поддержкой этнических поляков в РБ не столько для того чтобы расшатать ситуацию в стране, сколько для привлечения трудовых ресурсов и ценных кадров на свою территорию. Руководству и бизнесу в Польше легче использовать белорусских работников, чем, скажем, украинских. Именно поэтому Варшава готова тратить деньги для того, чтобы привлекать к себе молодых студентов из РБ, ведь в будущем это могут быть не рядовые гастарбайтеры, а ценные кадры", – подчеркнул эксперт.
А вот политики Литвы, уверен Станислав Стремидловский, действуют более примитивно. У них нет стратегии для игры на долгий период, как у польских коллег. Мотивация правительства балтийской страны – это всего лишь конкуренция с Белоруссией, а не использование ее трудовых ресурсов для своих нужд.
"Долгие годы чиновники и СМИ Литвы критикуют БелАЭС и всячески пытаются если не саботировать работу станции, то хотя бы убедить ЕС отказаться от покупки электричества с этого объекта. Пока что получается плохо, даже соседние Эстония и Латвия слабо поддерживают инициативу своего соседа. Есть и конкуренция по авиаперевозкам, ведь пассажиропоток из Вильнюса постепенно перетекал в Минск, поэтому санкции против "Белавиа" – только на руку балтийскому бизнесу.
Однако такая политика Литвы вряд ли принесет ей серьезные плоды. Белоруссия все активнее сотрудничает с Россией, за счет чего санкции Запада для РБ – это не смертельный приговор", – делает вывод эксперт.
Действия Польши направлены в первую очередь на извлечение выгоды из нынешней ситуации. Такой метод более мягкий и менее деструктивный.
А вот жесткое поведение Литвы построено на желании нанести вред противнику, да еще и с риском получить рикошетом удар по своей же экономике. Подобная стратегия в мировой политике редко заканчивалось чем-то хорошим, причем для всех.
Вера в цветную революцию еще тлеет
Зимой в Прибалтике, когда "беломайдан" де-факто угас, правительства Литвы и Польши довольно вяло вспоминали о том, что в РБ сохраняется "недемократический режим", который необходимо сменить.
Ситуация изменилась после задержания основателя признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала Nexta и главреда также признанного экстремистским Telegram-канала "Беларусь головного мозга" Романа Протасевича, виновность которого впоследствии была доказана в суде на его родине.
Вполне вероятно, что руководства Польши и Литвы все еще надеются получить выгоду от дестабилизации в этой стране, поэтому каждое из государств пытается склонить наднациональные структуры Евросоюза в пользу своего метода – давить на Белоруссию санкциями или поддерживать оппозиционеров.
Проблема в том, что Минск все активнее увеличивает торговлю с Москвой, тем самым компенсируя экономические потери, вызванные поведением Запада. Поэтому не получается довести Белоруссию до такой крайности, чтобы трудоспособное население массово стало уезжать в Польшу, или чтобы остановилась БелАЭС, а весь пассажиропоток перекочевал из аэропорта Минска именно в Вильнюс.
В итоге балтийские страны портят отношения с соседом, но выгоду от этого имеют крайне условную.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.