В воскресенье 11 октября прошел первый тур выборов в Сейм, 25 октября состоится второй тур. Хотя звучат слова о том, что выборы в Литве демократические, есть явные признаки, указывающие, что это не так.
Во-первых, независимым кандидатам очень сложно выдвинуть свои кандидатуры в округах. Нужно заплатить залог, три тысячи евро, и собрать не менее тысячи подписей избирателей.
Это высокий барьер, и фактически немного независимых кандидатов смогли реально зарегистрироваться на выборы. В Литве цены европейские, а зарплаты и пенсии – нет.
Минимальная месячная зарплата в стране – 420 евро "на руки". Конечно, некоторые граждане получают зарплаты в размере 500 – 700 евро. Но даже для человека, который получает такую, как говорят, "зарплату мечты", выборный залог превышает четыре зарплаты.
Таких огромных залогов на выборах в парламент нет ни в Латвии, ни в Эстонии, ни в Польше.
Второй важный момент: с выборный гонки сняты Неринга Венцкене, Вячеслав Титов, Cергей Дмитриев, Станислав Ладинский, Витаутас Шустаускас, Вилмантас Повилайтис и много других кандидатов в Сейм, позиция которых не угодна официальным властям Литвы.
Большинство из них имеет твердую позицию: они против членства Литвы в НАТО и против прославления нацистских преступников. Когда граждане Литвы видят, что де факто существует жесткий фильтр для выборов, это отражается на их действиях.
Стоит ли тогда удивляться, что все меньше избирателей идут голосовать? На этих выборах голоса отдали 46,7 процентов избирателей, когда как в 2016 году на выборах в Сейм голосовали 50,6 процентов, а в 2012 году – 52,9 процентов избирателей.
Этим летом и осенью с приближением выборов политические преследования носили системный характер. Фактически было сделано все, чтобы между собой конкурировали только два политических блока. Во главе первого блока – правящая партия "Союз крестьян и "зеленых" Литвы", во главе второго блока – "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы".
Но сначала – "чистка" журналистов
Если конкретно смотреть на процессы политических преследований и давление на свободу слова, надо признать, что летом и осенью перед выборами в Сейм проводились жесткие атаки против таких журналистов, как Артурас Янчис, Гедрюс Шарканас, Гедрюс Грабаускас, Симонас Загурскас и другие.
Совсем недавно пришло известие, что психиатрическая экспертиза назначена еще одному известному журналисту Артурасу Янчису, который расследовал случаи коррупции – конкретные истории, связанные с теневой деятельностью политиков и банкиров. Уголовное дело против него завели два года назад, по заявлениям влиятельных банкиров, имеющих обширные связи, в том числе и в Сейме Литвы.
В последнее время ухудшилось его состояние здоровья. Видимо, спецслужбы сомневаются, что удастся упечь журналиста в тюрьму – проще поместить его в психиатрическую лечебницу.
Журналист Гедрюс Шарканас ожидает заключения под стражу. Его осудили за публикацию двух статьей о "лесных братьях", в которой он назвал их террористами (что совершенно не устраивает спецслужбы), и о событиях 13 января 1991 года.
Пока Шарканас подал апелляцию и ждет решения другого суда. По мнению юристов, шансы, что решение первой судебной инстанции будет изменено, очень маленькие.
Гедрюсу Грабаускасу за слова о том, что "лесные братья" вместе с немецкими оккупантами активно убивали мирных жителей, назначена на конец октября психологическая экспертиза.
Такой вот "рай демократии" в Литве. Известный правозащитник Вилмантас Повилайтис, которого тоже сняли с выборов, так заявил о преследовании журналистов:
"Идет жесткое давление против тех журналистов, которые не нравится правящему режиму. Сейчас еще выборы в Сейм, и дана команда давить прогрессивных журналистов. "Своих" журналистов они точно не трогают, напротив, создают для них прекрасные условия".
Не всем удалось проголосовать, кто хотел
Пока можно сказать, что выборы прошли в формально мирной обстановке. Не замечено явных конфликтов, массовых драк или других крупных эксцессов.
Но уже сейчас ясно, что грубо нарушены права некоторых граждан, которые находятся на самоизоляции и хотели голосовать, но им такое право не предоставили. Представители официальной власти обещали, что они смогут голосовать, к ним придут представители выборных комиссий – но дошли в итоге не до всех.
Но вот такой пример. В субботу вечером 10 октября лектор Академии художеств Литвы Лаура Малцайте, которая находится на самоизоляции, написала в социальной сети Facebook о своих злоключениях. 9 и 10 октября к ней никто не приехал, ей долго говорили звонить на один номер, затем на другой, обещали везде перезвонить. Никто не перезванивал, а в конце вежливо сказали: "Увы, голосовать вы не сможете". Происходило все это в Вильнюсе.
Утром 11 октября со мной (автор Гедрюс Грабаускас – прим. Baltnews) связался член одной из из выборных комиссий, который заявил:
"10 октября мы с коллегой должны были ехать к трем избирателям, которые находятся на самоизоляции. Мы долго ждали транспорта, который бы довез нас до этих избирателей. Но автомашины так и не дождались. А люди нас ждали, но из за такой халатности, что не предоставили служебный транспорт, мы не смогли к ним приехать".
А можно ли считать тогда первым тур выбором легитимным?
Во-первых, надо сказать, что после грубых атак спецслужб некоторые кандидаты в Сейм от оппозиции вообще не могли участвовать на выборах.
Журналист, бывший лидер Социалистического Народного фронта Алгирдас Палецкис, хорошо показал себя на прошлых выборах в Сейм, осенью 2016 года. Только во втором туре он незначительно уступил своему конкуренту.
Но именно после этих выборов спецслужбы направили большие усилия на нейтрализацию Палецкиса. Еще в феврале 2017 года за ним была установлена слежка и введены другие оперативные меры против этого смелого антифашиста. В октябре 2018 года Палецкиса арестовали, предъявили ему обвинения в "шпионаже" и только в апреле 2020 года выпустили из тюрьмы.
Во-вторых, введение высокого барьера для выдвижения независимых кандидатов в округах тоже ставит под сомнение легитимность выборов. Залог в размере трех тысяч евро – это вообще антидемократический шаг, такого нет во многих во многих странах Европы.
В-третьих, в августе-сентябре из выборных списков исключена большая группа кандидатов в Сейм, именно таких кандидатов, которые имели антинатовскую позицию, например, Вячеслава Титова и его соратников.
Такое исключение – явно антидемократическая мера, направленная против группы людей, связанных убеждениями. И конечно не были исключены одиозные фигуры, такие как известный неонацист, член Сейма Лауринас Касчюнас (№3 в выборном списке консерваторов), который открыто прославлял участников Холокоста, Йонаса Норейку и его соратников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.