Российский посол в Литве Александр Удальцов рассказал о неудовлетворительном состоянии памятников, посвященных советским воинам, которые погибли при освобождении республики.
"Конечно, признать его удовлетворительным в настоящее время невозможно: многие сооружения требуют капитального ремонта, серьезной реставрации и в ряде случаев замены. Впрочем, инициаторы блокирования ремонтно-восстановительных работ как раз и рассчитывают на постепенное разрушение этих сооружений", – сказал Удальцов в интервью "Литовскому курьеру".
Он напомнил, что на литовской территории захоронено около 80 тысяч советских солдат, погибших при освобождении республики, порядка 220 тысяч советских военнопленных, однако точных данных о количестве нет.
По словам посла, в удручающем состоянии находится памятник советским воинам в Обеляй. В 2017 году российское посольство заказало у компании "Стогана" новый монумент, который должны были установить в декабре, однако за неделю до установки Паневежисское отделение Департамента культурного наследия без причин запретило его возведение.
"Важный момент: долгое время дело представлялось так, что мы, мол, ведем переговоры с руководством района. Впрочем, вскоре реальные переговорщики с литовской стороны, – а это, как вы понимаете, министерства иностранных дел и культуры Литвы – перестали играть в прятки и начали лично общаться с представителями посольства. Другими словами, намерение российской стороны установить изготовленный за свои средства новый памятник на место разрушившегося превратилось чуть ли не в межгосударственные переговоры… За это время, явно по команде сверху, отклоняют наши предложения о заключении аналогичных соглашений еще ряд самоуправлений", – отметил Удальцов.
Примечательно, что до недавнего времени литовские волонтеры не оформляли никаких разрешений у местных властей в России для обустройства кладбищ репрессированных литовцев в Сибири, добавил посол.
Между Литвой и Россией до сих пор отсутствует межправительственное соглашение о месте захоронений военнослужащих и гражданских жертв войн и репрессий. В 2013 году литовская сторона без объяснения причин прервала консультации по данному вопросу.
"А между тем этот документ позволяет вполне цивилизованно, прагматично и, я бы сказал, деполитизированно решать вопросы, связанные с поддержанием в достойном состоянии захоронений советских воинов в Литве и репрессированных литовцев – в России. Никакие ведомственные "правила", которые "пройти" невозможно, составленные с явным политическим подтекстом с целью усложнить проблему, выйти из тупика, причем, подчеркну, взаимного, не позволят", – добавил Удальцов.