Около 80 000 воинов армии-освободительницы лежат в литовской земле, отдав молодые жизни за ее освобождение в 1944 году от немецко-фашистских оккупантов. Еще около 300 000 (никто не считал и уже, к скорбному сожалению, не сосчитает) погибли здесь в июне 1941 года или были замучены в плену. Добавьте к этим цифрам погибших советских партизан, подпольщиков, молодых патриотов и почти 200 000 уничтоженных граждан Литвы еврейской национальности – и получите скорбный счет, оставленный после себя минувшей войной.
Мы не забыли, как 22 июня 1941 года нас пришли убивать. Выстояли, сумели обрести стратегический перевес на фронте и победили. Поэтому 9 мая цветов, как всегда. было море. Речей никто не произносил. И это было вдвойне душевное достоинство наследников воинской и трудовой славы освободителей. Что может быть красноречивей и значительней, чем минутное молчание возле памятника?
Что обрадовало?
Хотелось бы отметить несколько принципиальных фактов. 9 мая впервые за минувшие 30 лет в Литве были вывешены государственные флаги. Впрочем, не исключено, что их поленились убрать после дня предыдущего, в который государство вместе с большинством стран Европейского союза, США, Канадой и Австралией отмечают окончание войны на Европейском театре военных действий. Или потому, что на 9 мая приходится еще и День Европы.
Второе: в первый раз за минувшие 20 лет президент Гитанас Науседа, спикер парламента Викторас Пранцкетис и премьер Саулюс Сквернялис воздержались от неприличных заявлений по случаю 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Старые члены КПСС Даля Грибаускайте, Андрюс Кубилюс и штатный сотрудник центрального разведывательного управления США Валдас Адамкус в прежние годы таких возможностей не упускали.
Спасибо руководителям департамента полиции при МВД Литвы – это третье. Стражи правопорядка из всех задействованных в праздничный день подразделений образцово исполнили служебные обязанности. Граждане тоже проявили исключительную сознательность, соблюдая необходимые ограничения, порожденные текущим моментом.
Праздник состоялся вопреки надеждам злопыхателей. Например, военный контрпропагандист полковник Ауксе Усене, чрезвычайно популярное лицо среди литовских неонацистов, открыто радовался: карантин, объявленный из-за эпидемии коронавируса, "не позволит ватникам и "колорадам" широко отметить 9 мая. И вообще в стране не будет мероприятий, связанных с 75-летием Победы".
Госбезопасность тоже приложила руку к срыву торжеств, обезглавив народное движение "Бессмертный полк". В Клайпеде под надуманным обвинением в шпионаже в пользу России агенты ДГБ арестовали активист "Полка" Алексея Грейчуса, в Вильнюсе провели обыски на квартирах организаторов празднества. Однако прессинг оказался тщетным.
Что огорчило?
Если перейти к минусам, придется признать, что подвиг советского народа, внесшего решающий вклад в Победу, в Литве пытаются умалить, а подлинных героев предать забвению. Историческое рейдерство стало щелью, сквозь которую брызжут ядом всякого рода реваншисты. Не промолчали они и на этот раз.
Литовские политические элиты не только не признают всемирно-исторического значения победы СССР, США, Великобритании и Франции над гитлеровской Германией, но и придумали альтернативную военную историю. В официальную повестку введен миф о "полувековой борьбе против "советской оккупации". Война для Литвы закончилась якобы только в 23.46 минут 31 августа 1993 года, когда территорию страны покинул последний воинский эшелон с солдатами Советской армии".
Литовские участники политической клоунады живут в только им понятном мире фантазий. Они не согласны даже с тем неопровержимым фактом, что с юридической точки зрения завершил войну Нюрнбергский процесс, а попытки подменить или размыть его решения, оправдать или героизировать нацизм и его пособников подрывают основы международного права.
Отсюда не только желание проучить РФ за якобы искажение информации о Второй мировой войне, но и учредить еще одну памятную дата – День агрессии СССР против Европы. Отмечать ее планируется 17 сентября.
Соответствующий проект в секретариат парламента внесла "сладкая парочка" националистов-русофобов в составе Лауринаса Касчюнаса и Аудронюса Ажубалиса. Два "анализатора анализов" наговорили массу гадостей о воинах Красной армии, однако в пароксизме страсти сознательно упустили главное: русские солдаты-освободители по всей Восточной и Центральной Европе окрыли ворота гитлеровских концлагерей, которые охраняли литовские каратели.
Дряхлеющий Витаутас Ландсбергис, идейный вдохновитель ажубалисов-касчюнасов, по случаю 9 мая выплеснул в подконтрольную прессу все, что в голове болталось. Здесь была и "фейковая победа", и "русская орда", и "ужас оккупации", и так далее. На языке сам собой вертится вопрос: где всегда сытый и обласканный советской властью сотрудник КГБ ЛитССР "Дедуля" видел в своей жизни "ужасы"? Если, конечно, они не являются нынешними ночами в виде друзей, преданных в разные годы?
В целом реваншисты выступили некреативненько, тускло и неубедительно. Даже пропагандистские золотые перья на этот раз не блеснули, приглашая на страницы для очернения Победы разного рода "власовцев", наподобие "российского журналиста Константина Эггерта" или местных юродивых, за деньги согласных продать мать родную.
Не будем о странном и смешном. Праздник состоялся. День Победы жители Литвы отметили так широко, как это только было возможно в специфических для страны условиях
Еще раз громко заявим: невозможно запретить гордиться родителями, бабушками и дедушками, цветы к ногам которых весной 1945 года бросали жители всей Европы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.