В случае победы литовских консерваторов на очередных парламентских выборах 11 октября, кресло премьер-министра займет Ингрида Шимоните. Эта новость появилась одновременно с информацией о том, что именно Шимоните проведет партию "Союз Отечества" – Христианские демократы Литвы (СО-ХДЛ) на выборы.
В мае 2019 года она состязалась с Гитанасом Науседой в президентской гонке, которую проиграла во втором туре, получив 32,86% голосов избирателей против 65,86%. На что может рассчитывать экс-кандидат в президенты на выборах в Сейм? С этим вопросом мы обратились к политологу Вадиму Воловому.
– Г-н Воловой, по прогнозам, на выборах победят именно консерваторы. Например, американский портал Politico предполагает, что "Союз Отечества" поддержит 26% населения.
– СО-ХДЛ, вероятно, победит. Но смогут ли консерваторы сформировать правящую коалицию? Их председатель Габриэлюс Ландсбергис сказал об Ингриде Шимоните: "Ее опыт, компетентность и демонстрируемые высочайшие стандарты прозрачности и этики являются большой ценностью для государства. В периоды кризисов, популизма и апатии нам нужны политики, которые своими компетентностью, внятными заявлениями и, главное, твердым ценностным стержнем помогли бы вернуть доверие к государству".
Хорошие, красивые и обнадеживающие слова. Однако их явно недостаточно для формирования крепкой коалиции. В данном случае сама Шимоните обязана выступить с программным заявлением, которого пока нет.
Однако лично я, как и многие эксперты, не воспринимаю Ингриду, как очень значимый фактор, который гарантирует консерваторам триумф. При этом правые должны радоваться тому, что она вообще согласилась вести партию. Надо не забывать – уже во время президентской гонки стало понятно, что по отношению к Шимоните существуют трения между группировками внутри партии. Явно шли игры "за" и "против" кандидата в президенты, и ее, по сути, использовали ради достижения каких-то тайных или, скажем так, неочевидных целей.
– Тем не менее депутат Сейма согласилась на позицию лидера, как уже известно официально.
– Все равно очень трудно идти на выборы во главе партийного списка, если знаешь, что тебя поддерживает только та часть партии, которая тебя продавила или добавила. Тайные противники только и ждут ошибки, чтобы сразу сожрать. Получит ли она в итоге поддержку всей партии? Или случится что-то похожее на ситуацию вокруг Гинтаутаса Палуцкаса и других влиятельных социал-демократов?
Монолитная, казалось бы, СДПЛ в итоге внутрипартийных склок развалилась на две партии. Повторит ли СО-ХДЛ печальный опыт, пока сказать нельзя.
Факт в том, что Шимоните, если она хочет чего-то добиться, а не просто отбыть номер, придется жестко бороться с внутренними и внешними оппонентами, обрастать, образно говоря, политическим мясом. Ей не помешала бы, например, поддержка президента Гитанаса Науседы, который мог бы сказать, что именно Шимоните есть тот человек, вокруг которого могут объединиться здравые политические силы в Литве. И так придать политическому процессу в республике новое качество. Но далеко не факт, что глава государства выступит с такого рода заявлением.
– На ваш взгляд, какими должны стать первые шаги Ингриды в новом качестве?
– Предельно жесткими, с целью построить и задвинуть всех несогласных, уверенно идти вперед, но не забывать о том, что подковерные игры в партии СО-ХДЛ не прекращаются ни на секунду. Иными словами, говорить о ее реальном несомненном лидерстве пока преждевременно.
Если взглянуть шире, то в консервативной партии в принципе назрели перемены. Она напоминает кипящий котел, у которого пока не сорвало крышку. Однако процессы брожения в разгаре. Не все консерваторы довольны существующим положением дел.
Соответственно, этим разбродом Шимоните может воспользоваться и подстроить СО-ХДЛ под себя. Но для этого нужно бороться серьезно. В сегодняшней ситуации невозможен временный компромисс, который в долгосрочной перспективе выйдет боком.
Необходимо зачистить поле, убрав всю внутреннюю оппозицию, чтобы каждый член партии до мозга костей осознал: новый лидер есть, имя ему – Ингрида Шимоните.
– Пока у "Союза Отечества" не было победных рейтингов, нашу героиню прочили в лидеры широкой правоцентристской коалиции. Одни литовские политологи считали идею продуктивной, другие критиковали. А как вы к ней относитесь, пусть даже задним числом?
– Почти для всех Шимоните – консерватор. Поэтому лидером широкой правоцентристской коалиции она ну никак не могла стать. При этом она могла попробовать вступить в предвыборную гонку в качестве вожака новой либеральной Партии свободы (ПС), как ее называют, партии Аушрине Армонайте-Ремигиюса Шимашюса. В ее рядах Шимоните точно стала бы ярко выраженным единоличным лидером. И для ПС такой вариант оказался бы огромным счастьем...
– Только ведь и у Армонайте есть амбиции…
– Есть, но во многом безосновательные. Таким образом, в ПС Шимоните было бы намного легче занять лидирующие позиции, чем у консерваторов. Больше того, возможно, с этой партией она могла бы достичь определенных успехов на выборах. Примерно таких, каких в свое время достиг нынешний премьер Саулюс Сквернялис с аграриями в 2016 году. В этом случае Ингрида Шимоните вполне сумела бы стать правой альтернативой для консерваторов.
Однако, видимо, решила, что лучше с ними не ссориться и попробовать себя в роли капитана большой команды. Поэтому будет любопытно посмотреть, что получится из новой консерваторской затеи.