Фобия выгоды. Как политика и экономика оказались у Литвы в одном флаконе

Евро

Отказ Литвы выплачивать "Белтрубопроводстрою" 10 млн евро в связи с нечестным отстранением от участия в проекте GIPL имеет политический контекст, считает белорусский политолог Алексей Дзермант.

Литва последовательно увязывает многие экономические вопросы со своими политическими фобиями, поэтому Вильнюс отстранил компанию "Белтрубопроводстрой" от конкурса на участие в проекте газопровода GIPL, невзирая на выгодность этого партнера, заявил белорусский политический эксперт Алексей Дзермант.

"Тут явно играет политический фактор. В таких вопросах рассчитывать на добрую волю от литовской стороны не приходится. Она последовательно многие вопросы, казалось бы, чисто экономические, увязывает со своими политическими фобиями. Единственный путь, который остается у Минска, – это защищать интересы Белоруссии в международном арбитраже, перед которым у Литвы есть обязательства", – заявил Дзермант порталу Baltnews.

"Здесь чисто политический контекст. Это не экономический вопрос на самом деле. Претензии к "Белтрубопроводстрою" были предъявлены литовской контрразведкой. Они состояли в том, что якобы усилилось влияние Белоруссии и Кремля в Литве, поэтому нужно исключить этого поставщика из списка тех, кто может поставлять свою продукцию в Литву", – отметил эксперт.

По словам политолога, в международном арбитраже необходимо добиваться справедливости, представить документы и указать на политически мотивированный характер действий Литвы. "А затем через эти инстанции взыскивать те средства, которые потеряли белорусские поставщики", – отметил Дзермант. 

"К сожалению, сложилась такая ситуация, что с Литвой не удается договориться по-хорошему по чисто экономическим вопросам. Вообще с Литвой у Белоруссии последнее время напряженные отношения", – считает эксперт.

Дзермант напомнил о том, что Вильнюсу было бы очень выгодно сотрудничать с Минском.

"Литовцам было бы выгодно сотрудничество с Белоруссией в любой сфере – от энергетики до промышленной кооперации, использования транзитных возможностей Литвы. Где-то это получается – где политикам сложно вмешаться или будет явный ущерб для Литвы, как в случае с транзитом нефти через Клайпеду, что очень выгодно литовцам. А вот те моменты, где можно белорусов как-то обойти, обмануть, они включают какую-то политическую мотивацию и пытаются играть нечестно", – рассказал эксперт.

Ранее стало известно, что правительство Литвы отказалось выплачивать белорусской компании "Белтрубопроводстрой" 10 млн евро в связи с отстранением компании от участия в конкурсе подрядчика литовско-польского газопровода GIPL.

В свою очередь литовские спецслужбы ранее не допустили альянс каунасской компании KRS и ее белорусского партнера "Белтрубопроводстрой" к дальнейшей борьбе за контракт на сумму 80 млн евро на строительство 165-километрового газопровода между Литвой и Польшей.

Примечательно, что предложение KRS на тендер оказалось самым низким по стоимости – 74,9 млн евро (без НДС). Однако из-за участия белорусской компании оно оказалось не соответствующим "критериям национальной безопасности".

"Белтрубопроводстрой" в сентябре предъявил литовскому правительству претензию в связи с вероятным нарушением прав инвестора и потребовал возмещение ущерба на сумму 10,215 млн евро.

Ссылки по теме