Надежный клиент покупает по любым ценам
И президент США Дональд Трамп, и другие американские политики считают, что Польша является одним из самых образцовых "союзников" Соединенных Штатов. Откуда взялся такой восторг? Все очень просто: Варшава покупает у них все и по любым ценам. Страна всегда готова американцам переплачивать, независимо от целесообразности трансакции. Программа вооружения польской армии – хороший пример того, почему американских "партнеров" устраивает такой заказчик. Если проанализировать программу закупок Польшей иностранных истребителей, это становится очевидным.
Еще в 2016 году польское руководство заявило, что Варшава будет тратить больше 2% ВВП на вооруженные силы. Тем и отличалась польская позиция от решения большинства других стран ЕС, которые посчитали, что это слишком много, особенно если учесть, что Вашингтон практически требовал выгодных условий для своего же военно-промышленного комплекса.
Наглядным примером результатов сделок с США является судьба истребителей F-16, про которую можно узнать из журналистских расследований портала Onet. При этом надо сразу отметить, что данный информационный ресурс является частью польского медийного мейнстрима. Собственник портала – крупная немецко-швейцарская корпорация.
Источники в польских ВВС нас информируют, что уже 2 из 48 истребителей 4-го поколения выведены из строя, а многие из них вообще не эксплуатируются в силу технических причин. Один из офицеров ВВС даже передал, что в строю находятся всего лишь 30-40% из числа всех самолетов американского производства. Другие причины неправильного использования F-16 – глубочайший кризис польской военной авиации, из которой увольняются лучше специалисты – пилоты, техники, инженеры.
Все это связано с низкой конкурентоспособностью финансовой системы, а также политической атмосферой в польской армии, особенно после прихода к власти партии "Право и справедливость" в 2015-м году.
Данная информация всплыла совершенно случайно. В октябре 2019-го года в Бухаресте состоялась международная конференция по безопасности Defence and Security Monitor, на которой одним из докладчиков выступал американский эксперт профессор Томас-Даррелл Янг, сотрудничавший с польским оборонным ведомством, преподаватель польских военных училищ. Именно он поделился информацией о том, что в ВВС Польши всего 23 летчика прошли профессиональную подготовку пилотажа на F-16.
Наступили на те же грабли
Следующая проблема связана уже непосредственно с отношением американского производителя (компания Lockheed – Martin) к польским "партнерам". Так как поляки оказываются последними в очереди клиентов, комплектующих деталей им приходится ждать месяцами. В итоге польские военные вынуждены демонтировать запчасти из имеющихся у них истребителей, по сути дела, превращая их постепенно в металлолом.
Все это в большей степени является результатом контрактов 2003-го года. Тогда польское правительство (с 2001-го по 2005-й год у власти находились бывшие коммунисты, преобразовавшиеся в социал-демократов) заключило сделку, которая вообще не учитывала его военных и экономических интересов. Оно заплатило 3,2 миллиардов долларов за продукт гораздо более низкого качества, чем истребители французского и шведского производства (их они тоже могли бы тогда приобрести).
Однако тогдашнее руководство Минобороны решило, что главным аргументом должно стать происхождение самолетов: мол, раз США – новый гегемон и "стратегический партнер", то не стоит покупать вооружения у европейцев – не то в Вашингтоне обидятся.
Как говорится, решение приняли, деньги потратили. Но вскоре некоторые политические силы все равно на Польшу обиделись. Правда, не в Вашингтоне, а в столицах Евросоюза, особенно после того, как страна решила поучаствовать в незаконной агрессии США и Великобритании против Ирака в 2003-м году.
В 2019-м году Польша наступила на те же грабли, что и в 2003-м. В конце января президент, премьер-министр и министр обороны страны совместно объявили о заключении нового контракта с Lockheed-Martin. На этот раз страна с самым большим католическим населением в мире обязалась приобрести 32 истребителя 5-го поколения F-35 на общую сумму в 4,6 миллиарда долларов. Первые самолеты поступят на вооружение польских ВВС только в 2026 году, если не произойдут задержки.
И тут к руководству страны возникают обоснованные вопросы даже у парламентской оппозиции. Во-первых, насколько вообще такого рода истребители нужны польской армии. Известно, что в случае полномасштабного конфликта их наличие никак не спасет Польшу от уничтожения. Также известно, что F-35 могут служить в качестве разведывательных самолетов. Учитывая патрулирование воздушного пространства стран Прибалтики польскими ВВС, легко догадаться, что истребители будут использованы для полетов вдоль российской границы.
Несомненно, такого рода активность приведет к дополнительному напряжению в польско-российских отношениях, которые и без этого находятся в состоянии постоянного кризиса. Во-вторых, если польские ВВС не справляются с обслуживанием более простых F-16, что уж говорить про эксплуатацию американского истребителя 5-го поколения? Такие вопросы уже появились в выступлениях оппозиции. Со временем возникнут и другие, в том числе и по поводу экономической целесообразности данного контракта.
Кстати, стоит заметить, что правительство выбрало весьма уникальный подход к переговорам. Сначала было объявлено, что Варшаве интересно исключительно приобретение F-35, несмотря на наличие конкуренции. Только после такого странного заявления стороны сели за стол переговоров.
Главное – избавиться от доминирования
Логика в подобных действиях, разумеется, отсутствует. Прояснить данное решение может только очередное заявление премьера Матеуша Моравецкого: "Мы стремимся к тому, чтобы тень российского доминирования в нашей части Европы и в нашей стране, от которого мы избавились 30 лет назад, полностью исчезла".
Получается, что "партнеры", у которых сильно развиты разнообразные фобии, очень выгодны для американского военно-промышленного комплекса. А Литве, Латвии и Эстонии, очевидно, стоит пересмотреть соглашения о патрулировании их воздушного пространства польскими ВВС. В свете выявленной информации это может быть и для них опасно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.