Литва давно служит "уютным гнездышком" для политических оппозиционеров, которые не просто критикуют режимы России и Белоруссии, но и призывают к откровенному экстремизму. С марта по декабрь 2021 года в страну прибыло пополнение "политических беженцев" с России и Белоруссии: Владимир Егоров, Дмитрий Новиков, Руслан Габбасов, братья Янгулбаевы. Литовские СМИ не могли обойти стороной появление "героев", а власти приглашают их к себе в разные инстанции. Одним словом, в Литве им крайне рады.
"Специалист" по угрозам
Активист партии "Яблоко" Владимир Егоров долго жил в Тверской области, городе Торопец. 5 августа 2016 года в соцсети "Вконтакте" Егоров разместил пост с фотографией Владимира Путина, в котором он призывал "валить главную кремлевскую крысу". В мае 2017 года по факту публикации было заведено уголовное дело, но Егоров решил бежать: 13 июня 2017 года приехал в Украину и обратился за политическим убежищем. Опуская детали, скажу (автор Гедрюс Грабаускас – прим. Baltnews), что ему не удалось укрыться от российского правосудия.
5 июня 2018 года суд признал его виновным в разжигании ненависти и осудил на два года лишении свободы условно. Активист не мог жить спокойно и дальше продолжал публиковать разного рода угрозы. На него снова завели уголовное дело в 2020 году, но на следующий год ему уже удалось сбежать и укрыться в Литве.
Русофобская линия "героев"
В форуме "Свободной России", который проходил в Литве в декабре 2021 года, также участвовали новые "политбеженцы" Дмитрий Новиков и Руслан Габбасов. В интервью государственному порталу lrt.lt Новиков заявил, что с 2008 года он говорил, что "главный враг России – это Владимир Путин".
Только вот еще в январе 2011 года Дмитрий Новиков с друзьями создал неонацистскую группировку "Казанская дивизия", которая известна нападениями на граждан Азербайджана и Таджикистана, распространением листовок неонацистского характера, поджогом здания Общественного центра Татарстана. В итоге Новикова объявили в розыск и арестовали в декабре 2011 года, а затем осудили его на восемь лет лишения свободы. После выхода на свободу неонацист продолжил свою криминальную деятельность.
Новиков пытался получить политическое убежище на Украине, но "знающие люди" посоветовали ему осесть в Литве. Причем осел "герой" не в каком-нибудь лагере для беженцев, а в уютной квартире, как полагается "борцу с жестоким российским режимом".
Другой "герой" – Руслан Габбасов – уроженец Башкирии. В 2014 году он вместе националистом Фаилем Алсыновым создал "Башкорт", крайне правую общественную организацию. В 2016–2017 годах было замечено, что члены организации часто провоцируют жесткие конфликты между башкирами и русскими, башкирами и армянами. Также лидеры организации стали называть русских "оккупантами".
22 мая 2020 года Верховный суд Башкирии признал "Башкорт" экстремистским сообществом и запретил деятельность организации. Правда, Габбасов и его товарищи не хотели признать решение суда и продолжили свою деятельность. Когда им заинтересовалась прокуратура, он решил бежать.
Первого декабря он приехал в Литву, а уже третьего декабре выступал на форуме "Свободной России" и заявил : "У башкирского народа есть давняя мечта освободится от российской оккупации. Сделаем все возможное, чтобы эти мечты стали реальностью".
Тут надо сказать, что бежать из России Габбасову помогал давно проживающий на Западе Руслан Сулейманов. С 2012 года он жил в Германии, а позже перебрался в Канаду. Руслан Сулейманов в Башкирии был одним из лидеров местного отделения религиозной секты "Нурджулар". Решением Верховного суда РФ, принятым 10 апреля 2008 года, "Нурджулар" признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории России.
В Литве нашли приют и чеченские экстремисты
В Литву еще с 1995–1998 годов стали приезжать беженцы из Чечни. Это были разные люди: от простых людей до приближенных к тогдашнему руководству "полевых командиров". В Литве долго жил даже один из сыновей президента Джохара Дудаева.
Надо сказать, что литовские власти больше всего ценят таких чеченцев, которые отличаются антироссийской риторикой и кричат о "жестоком российском режиме". Тут властям повезло: в ноябре 2021 года в Литву из Турции приехали братья Янгулбаевы, Ибрагим и Байсенгур. Россию они покинули еще в 2020 году, вскоре после того, как началось расследование их деятельности: призывов к свержению власти в Чечне.
Скандалы с участием семьи Янгулбаевых начались еще в 2015 году. Отец Ибрагима и Байсенгура, судья Верховного суда Чечни Саид Янгулбаев, фактически начал участвовать в политической деятельности, направленной против Рамзана Кадырова и других руководителей Чечни.
Поэтому в 2016 году его отчислили их судейского корпуса и отправили на пенсию, Саид Янбулаев покинул территорию республики и с женой Заремой уехал в Нижний Новгород. Совсем недавно, в второй половине января Зарема Янгулбаева была арестована в ходе расследования одного из уголовных дел, заведенных еще в октябре 2021 года. После этого началось раскачивание скандала в западных СМИ, с попытками показать Янгулбаевых "невинными жертвами режима".
8 февраля министр печати и информации Чеченской Республики Ахмед Дудаев заявил по теме: "Члены семьи Янгулбаевых связаны с пропагандой террористических идей. Янгулбаевы везде распространяют информацию, что Чечня оккупирована Россией, а руководство республики якобы не законное".
Председатель Союза наблюдателей за правами человека Литвы Донатас Шульцас дал комментарий по теме приюта разных российских экстремистов в Литве: "Очень жаль, что территория Литвы используется как база отдыха для всяких темных личностей из России. Знаю позицию многих активных граждан страны и могу сказать: перспектива того, что с территории Литвы могут вестись разные провокации против России, не радует людей. В нашем регионе Литва и Латвия на официальном уровне придерживается жесткой антироссийской линии. Но такая позиция завела обе страны в тупик".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.