В польских СМИ продолжается интенсивная дискуссия на тему миграционного кризиса, вызванного обстановкой на польско–белорусской границе. Польское правительство оказалось неспособным решить вопрос незаконных пересечений границы и решило ввести, а затем продлить до декабря чрезвычайное положение в приграничных районах страны.
Мигранты, несмотря на все сдерживающие их усилия, продолжают прибывать на территорию Польши и даже добираются до Германии. Но отсутствие журналистов и правозащитников в приграничной зоне успело вызвать многочисленные сомнения по поводу адекватности реакции и действий польских служб.
Польские пограничники используют недопустимую с точки зрения международного закона практику вытеснения мигрантов обратно на белорусскую территорию, известную как push–back, что вызывает недовольства в обществе.
На фоне обсуждений, как можно решить данный вопрос, громко напомнил о себе бывший заместитель министра обороны Польши Ромуальд Шереметьев, известный из-за своих скандальных выступлений в области национальной безопасности и внешней политики в проправительственных польских СМИ.
Стоит отметить, что Шереметьев был заместителем министра обороны довольно давно; свой пост он покинул в 2001 году. Тем не менее, с 2014 по 2017 год политик был преподавателем и занимал руководящие посты в Академии национальной обороны, переименованной в Академию военного искусства.
Поэтому многие считали и продолжают считать бывшего чиновника и депутата экспертом в области безопасности, несмотря на факт, что у него нет соответствующего образования и профессиональной подготовки.
Но, будучи "экспертом", он недавно заявил в эфире радиостанции, что "нужно объявить, что мы в состоянии войны", что "Беларусь тут агрессор", и в виде ультиматума "потребовать прекращения такого рода действий".
Политик не стал уточнять, какие именно действия он имеет в виду, но, видимо, как и члены польского правительства, считает, что Белоруссия развязала против Польши "гибридную войну".
"Надо перейти к контрнаступлению, признать, что имеем дело с агрессией. Это должно быть отражено в правовом поле, в соответствии с международном правом," – продолжил бывший замминистра обороны.
Таким образом Шереметьев вошел в новейшую историю польской политики как первый из государственных деятелей объявивший необходимость начала вооруженного конфликта в Восточной Европе.
По сути дела "эксперт" призывает к началу мирового конфликта. Любое состояние войны между Польшей и Белоруссией означает, что данный конфликт перерастет в конфронтацию между Западом и Востоком.
Правда, сложно поверить, что государства НАТО будут готовы вступать в конфликт напрямую, но официально были бы обязаны занять определенную позицию. Правда, Шереметьев говорит, что это Варшава должна объявить войну восточному соседу, и в таком случае применение 5 статьи Североатлантического договора будет необязательно.
Вряд альянс мог бы признать волну иммигрантов на польско–белорусской границе видом вооруженной агрессии. Значит, по плану Шереметьева, агрессором, с точки зрения международного права, стала бы Варшава.
А как на счет белорусской реакции? Минск может безусловно рассчитывать на поддержку – и не только политическую – своего российского партнера из Союзного государства, а также реакцию всех союзников из ОДКБ.
Последствий объяснять подробно не нужно. Это означает, что в течение считанных часов – учитывая известные итоги последних военных симуляций – Польша перестала бы существовать.
В определенный момент своего монолога Шереметьев, видимо, понял, что его призыв довольно абсурдный, и дал заднюю: "Если мы признаем, что мы в состоянии войны, будут разорваны дипломатические отношения, приостановлена вся коммуникация".
Значит, на его взгляд, прекращение дипломатических отношений лучше попыток налаживания диалога, а прекращение белорусского транзита через Польшу – удар прежде всего по Белоруссии, который никак не отразится на состояние польской экономики. По сути Шереметьев призывает к масштабным санкциям, но почему–то считает, что для их введения необходимо объявить войну. Вот он какой, уровень преподавателя польского военного университета.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.