Польские власти решили воспользоваться миграционным кризисом на белорусско-польской границе для улучшения падающих рейтингов правящей партии "Право и справедливость".
Напомним, что именно партия Ярослава Качиньского пользовалась поддержкой избирателей благодаря жесткой антимиграционной политике еще в 2015 году. Ее лидер выступал с откровенно расистскими заявлениями, например, рассказывая об "эпидемической угрозе" и возможности распространения тяжелых, заразных заболеваний внеевропейскими иммигрантами.
Позже, после прихода ПиС к власти, на государственных телеканалах зазвучала более радикальная риторика, постоянно показывали картинки беспорядков, преступлений и ужасов, к которым привело прибытие мигрантов в Западную Европу. В итоге подавляющие большинство населения выступает однозначно против приема Польшей любых "беженцев".
При этом не стоит забывать, что польское правительство в то же время открыло границы для сотен тысячи украинских трудовых мигрантов, а также проводило переговоры с некоторыми азиатскими странами по поводу открытия рынка труда для "гастарбайтеров" из Филиппин и других стран, в которых проживают католики (тут сыграл свою роль религиозный фактор и нетерпимость части польского населения к исламу).
Поэтому не стоит удивляться, что польские власти воспользовались возможностью заработать себе очки на ситуации вокруг беженцев на польско-белорусской границе.
Приостановление потока средств из Евросоюза в связи с авторитарными методами правления правящей партии и несоблюдением решений европейских судов, бесконечные конфликты с Брюсселем, а также резкий рост цен и ухудшение экономических перспектив – все это повлияло на рейтинги "ПиС". Партия Ярослава Качиньского потеряла стабильное большинство в парламенте, лишившись одного из коалиционных партнеров.
Но "гибридная война" с Минском ей очень пригодилась. Лидеры партии вновь стали убеждать поляков, что именно они являются единственным гарантом спасения Польши от иммигрантов.
Все считали, что вряд ли кто-то из мигрантов планировал остаться в Польше. Практически все направлялись дальше, на Запад. И в этом, кстати, кроется причина молчания и относительно сдержанной реакции в Евросоюзе: никто не собирался принимать у себя очередную волну иммигрантов, в этот раз прибывшую через Белоруссию и Польшу.
Можно сказать, что у президента Белоруссии Александра Лукашенко получилось загнать Варшаву в тупик. Информационно Польша проигрывает по всем фронтам.
В сфере внешней политики единственным выходом является возвращение к переговорам с Минском и однозначный отказ от попыток признания Светланы Тихановской в качестве "президента в изгнании". А в плане внутренней политики Варшава показала в очередной раз, что государственные структуры, институты и органы безопасности не в состоянии справиться даже с относительно небольшим организационным и инфраструктурным вызовом.
Однако очень жаль, что весь этот спектакль происходит за счет репутации поляков. PR-кампания, организованная их политическим руководством, привела к ухудшению имиджа граждан Польши, теперь их в Евросоюзе представляют как варваров, расистов и сторонников жестокости.
В этом плане кризис на границе с Белоруссией может иметь намного более серьезные последствия, чем аналогичный кризис в Литве и Латвии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.