Страны Балтии и Польша отстаивают перед Евросоюзом сомнительный тезис о том, что нелегальные иммигранты, проникающие через границы с территории Белоруссии, есть "оружие гибридной войны" и "инструмент давления" со стороны "режима Лукашенко". И по этой причине с ними можно не церемониться.
Брюссель, поначалу как бы соглашавшийся с терминологией и обвинениями в адрес Минска, начинает осознавать, как именно Польша и страны Балтии используют "переименование" иммигрантов в "инструмент войны".
Пограничники по приказу властей не дают людям перейти границу и вручить ходатайство о предоставлении убежища, силой выталкивают их на нейтральную полосу или удерживают там на протяжении многих дней. Минские власти, в свою очередь, стараются не пустить транзитных иммигрантов обратно на белорусскую территорию, поскольку заранее озаботились тем, чтобы денонсировать соглашение с Евросоюзом о реадмиссии.
"Группа стран", как сообщают брюссельские издания, поддержала отказ Польши согласиться с резолюцией, подготовленной председательствующей сейчас в Совете Евросоюза Словенией в связи с ситуацией на польско-белорусской границе. Сочтено, что резолюция слишком "мягка" в оценке "режима Лукашенко" и к тому же в ней не используется термин "гибридная война".
Какие именно государства альянса солидаризировались с Варшавой – не сообщается, но догадаться, в общем-то, нетрудно: страны Балтии (прежде всего, Литва) наверняка входят в их число. И это, надо полагать, плохо продуманное политическое решение, чреватое неприятными последствиями.
Брюссель раздражен действиями правящей польской партии "Право и справедливость" (ПиС), которая, судя по опросам общественного мнения, теряет позиции в рейтингах и намерена набрать очки на "горячей теме" нелегальной иммиграции. Группа из трех десятков человек, иракцев и афганцев, на момент обсуждения упомянутой резолюции уже более двух недель жила в импровизированном лагере на нейтральной полосе между границами Белоруссии и Польши.
Варшава собирается заслужить одобрение у своих избирателей – жителей сельской местности, ревностных католиков, склонных к национализму, – и не намерена была пропустить в страну людей, живущих в, мягко говоря, сложных условиях на узкой полосе земли между двумя шеренгами солдат. Примерно так же поступили пограничники Латвии, остановившие группу иммигрантов при переходе границы, но не сумевшие вытолкать их по примеру литовских коллег обратно в Белоруссию.
Брюссель открыл глаза
Настоятельная рекомендация Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) впустить беженцев и решение Европейского суда по правам человека, потребовавших у Варшавы и Риги хотя бы снабдить иммигрантов необходимым минимум для жизни, поставили Брюссель в щекотливое положение.
Союзные государства, с которыми альянсу следовало бы проявить солидарность, поддержав их перед лицом угрозы со стороны "режима Лукашенко", оказались в центре внимания мировой общественности как страны, попирающие права человека, жестоко обращающиеся с несчастными иммигрантами.
Действительно, есть от чего впасть в раздражение Брюсселю, ратующему за неукоснительное соблюдение прав человека в других государствах и регионах, карающему санкциями за их нарушение.
Пока литовские пограничники выталкивали иммигрантов за линию государственной границы, а, по некоторым сведениям, еще и стреляли иногда поверх голов, Брюссель кривился, но выражал солидарность с Литвой в ее борьбе с происками "злобного" Минска. Но вступление в игру Польши да чувство вины европейцев перед афганцами, оставленными на милость победивших талибов, все изменили.
Из жертв "режима" – в злодеев
На границу зачастили оппозиционные политики. Правозащитники в Польше попытались, как сообщается, снести участок забора на границе, требуя не мучить людей – пропустить иммигрантов. Они были арестованы властями, что увеличило количество жертв теперь уже "режима Качиньского", а не белорусских властей.
Можно не сомневаться, что многочисленные и весьма влиятельные правозащитные организации Евросоюза всецело поддерживают польских коллег, еще сильнее накаляя градус раздражения против Варшавы, а заодно и прибалтийских столиц.
Польша и страны Балтии занимаются, по сути, выяснением вопроса, лучше или же хуже незваный гость татарина, под которым подразумевается президент Лукашенко. А еще лучше – считать незваного гостя его соучастником, выступающим в роли орудия мести Евросоюзу в целом и Польше с Литвой – в частности.
Варшаве, похоже, все равно, а Вильнюс и Рига будто бы просто не заметили, как тема дискуссии сместилась и пошла в более важном и неприятном для Евросоюза направлении – права человека и право любого жителя планеты ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, право при желании и соблюдении им ряда требований переселиться в государства альянса.
Кадры страданий нескольких десятков несчастных иммигрантов и репортажи с места событий превратили Польшу и страны Балтии в глазах европейской общественности из жертв "режима Лукашенко" в злодеев и мучителей.
Никому до сей поры не известная и не интересная приграничная польская деревня Уснаш-Гурны, будучи вовсе ни при чем, прославилась на весь Евросоюз и стала своеобразным символом лицемерия и жестокого обращения поляков и прибалтов с мигрантами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.