МИД Польши деградирует: что стоит за назначением нового главы ведомства

Збигнев Рау

Матеуш Пискорский

Назначение главой польского МИДа неизвестного широкой публике депутата правящей партии Збигнева Рау свидетельствует о прогрессирующей деградации ведомства. Данный процесс заставляет также задуматься о том, кто на самом деле руководит внешней политикой Польши.

Главой польского МИДа назначили неизвестного широкой публике депутата правящей партии Збигнева Рау, что свидетельствует о прогрессирующей деградации ведомства в польской политической системе и заставляет задуматься о том, кто на самом деле руководит внешней политикой Польши.

Об отставке Яцека Чапутовича стало известно уже давно. Глава правящей партии Ярослав Качиньский с самого начала не очень серьезно относился к главе польской дипломатии. Стоит только вспомнить, что политик определил Чапутовича как "эксперимент". Вот эксперимент и завершился, а на место Чапутовича поставлен новый такой же "эксперимент".

Что известно о новом главе МИДа

Збигнев Рау прежде, чем вступил в ряды партии "Право и справедливость", занимался научной деятельностью. Однако, в отличие от Чапутовича, сфера его научных интересов никак не была связана с международными отношениями: он юрист, специалист в области философии права. Преподавал профессор Рау в Лодзинском университете.

В 2005 году Рау решил поддержать на выборах президента Леха Качиньского, в обмен за что и получил место в списке кандидатов в Сенат. Позже сотрудничал с погибшим в смоленской авиакатастрофе президентом, по всей видимости, разделяя его взгляды на восточную политику Польши.

После короткого перерыва Рау вернулся в политику в 2015 году, когда был назначен на пост воеводы. Депутатом Сейма он стал в 2019 году и получил кресло председателя парламентского Комитета иностранной политики.

Фронт работы нового главы МИДа

Основные задачи нового министра, как говорят источники, приближенные к правящей партии, заключаются в продолжении работы в рамках "стратегического партнерства" с США (некоторые из них указывают на факт, что новый министр в свое время проживал и работал за океаном), реагировании на события в Белоруссии (Варшава полностью потеряла инициативу в этом вопросе, уступая место Вильнюсу), усугублении предложенного Польшей формата "междуморья" (осенью готовится саммит в Таллине).

Про отношения Варшавы с Еврокомиссией говорить сложно, так как Рау – это скорее скандальный политик, чем сдержанный профессор в стиле Чапутовича. Совсем недавно, присоединяясь к ультраконсервативным критикам евроинтеграции, новый глава МИДа заговорил о планах ЕС легализировать каннибализм и зоофилию. Его вряд ли поймут в Брюсселе, так что ожидать улучшения отношений Варшавы с руководством ЕС не стоит.

В этом плане польскому МИДу станет намного сложнее: предшественник Рау не вызывал такого рода скандалов, по сути ограничиваясь мягким транслированием позиции правительства иностранным партнерам. Учитывая уровень идеологической ангажированности нового министра, стоит ожидать дальнейшего падения рейтинга Польши в коридорах евробюрократии.

О внешней политике Варшавы

Восточная политика Варшавы останется без изменений, хотя и в этом направлении высказывания МИДа могут стать намного более конфронтационными, чем во время министра Чапутовича. Рау многократно подтверждал, что не способен отказаться от безоговорочной поддержки "наследия" Леха Качиньского. В соответствии с линией покойного президента Рау призывал к тесному сотрудничеству стран Прибалтики и Польши с целью противостояния "российской угрозе".

"Российская внешняя политика осуществляет имперские амбиции, основывается на попытках искажения исторической правды, нарушает международное право и создает угрозы для независимости и суверенитета соседних государств", – написал Збигнев Рау в соцсетях.

Среди не очень многих инициатив, которые Рау предпринял в качестве председателя парламентского комитета, – совместное заявление глав профильных комитетов парламентов Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, осуждающее Москву за ее трактовку новейшей истории. Вопреки оценкам оппозиции, новый министр считает необходимым вмешательство Польши во внутриполитический процесс в Белоруссии.

О внутренней политике вокруг МИД Польши

Чапутович на смог повлиять даже на кадровые решения в министерстве, которое формально возглавлял. У Рау тоже нет за спиной своей внутрипартийной группировки, так что принимать самостоятельных решений в этой области он, как министр, не будет. С точки зрения партийной инфраструктуры важно другое: новый глава МИДа будет без лишних указаний принимать все нужные решения.

Его предшественник, как человек из совершенно другой среды, периодически не понимал, чего от него ожидают. Роль МИД Польши, как института координирования внешней политики, будет стремительно уменьшаться.

До 2015 года и прихода к власти партии "Право и справедливость" пост главы МИДа занимали яркие и влиятельные политические фигуры, например, Радослав Сикорский. Ныне управление данным ведомством поручают неизвестным, лишенным собственных политических амбиций второстепенным активистам либо внешним "экспериментам".

За последние 5 лет это уже третий подобный министр иностранных дел Польши, но при этом первый без любого теоретического и дипломатического опыта. В отличие от Рау, Чапутович многие годы сотрудничал с МИД, а его предшественник Витольд Ващиковский был в свое время послом Польши в Иране.

Мысли о реальном бенефициаре процесса

Продолжительная деградация статуса польского МИДа заставляет задуматься, кто является главным игроком в формировании основ внешней политики Варшавы. У президентского дворца нет особых достижений в этой области. Премьер-министр Польши редко занимается иностранными делами страны.

В отсутствие других игроков можно предположить, что либо внешней политикой системно не занимается никто, либо все решения принимаются внешним, "стратегическим партнером" Польши.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме