Польша в ожидании второго тура выборов президента: политтехнологи готовят народу сюрпризы

Избиратель в маске во время голосования на выборах президента Польши на одном из избирательных участков в Варшаве, 28 июня 2020
© Sputnik / Алексей Витвицкий

Матеуш Пискорский

Первый тур выборов президента Польши не принес никаких неожиданностей. В лидеры вырвались действующий глава Анджей Дуда и мэр Варшавы Рафал Тшасковский. Чего теперь ожидать от второго тура выборов?

Первый тур выборов президента Польши прошел относительно спокойно. Один уже этот факт представляется определенным успехом, учитывая предвыборную обстановку и системный кризис, связанный с переносом голосования, которое должно было состояться 10 мая. Пандемия показала, что с точки зрения демократических процедур государство не подготовлено к проведению основных мероприятий по организации волеизъявления граждан. Впрочем, с похожими проблемами столкнулись и в других странах.

Выборы в условиях ЧП означают, что кандидаты на протяжении многих недель лишены возможности проведения обычной избирательной кампании. Сейчас некоторые думают, что все можно было организовать намного спокойнее, более профессионально и менее хаотично.

Однако важнее проанализировать результаты. Никаких неожиданностей практически нет. Во второй тур прошли действующий глава государства Анджей Дуда (кандидат от правящей партии "Право и справедливость", ПиС), получив порядка 45% голосов, и Рафал Тшасковский (мэр Варшавы, кандидат от оппозиционной "Гражданской коалиции", ГК) – 29%. Любопытно, что вся политическая система Польши опять продемонстрировала свое правую политическую ориентацию; потенциал левых партий, несомненно, существует, но в очередной раз оказалось, что основой системы является противостояние неоконсерваторов с неолибералами.

Мэр Варшавы, кандидат от оппозиционного объединения "Гражданская коалиция" Рафал Тшасковский (в центре) с супругой голосует на выборах президента Польши на избирательном участке в Варшаве, 28 июня 2020
© Sputnik / Алексей Витвицкий
Мэр Варшавы, кандидат от оппозиционного объединения "Гражданская коалиция" Рафал Тшасковский (в центре) с супругой голосует на выборах президента Польши на избирательном участке в Варшаве, 28 июня 2020

Кампания Дуды была основана на полной мобилизации всех возможных административных и информационных ресурсов правящей партии. Поездка в Вашингтон перед завершением кампании и прямая поддержка главы Белого дома США Дональда Трампа (которая, кстати, расценена многими как непосредственное вмешательство в избирательный процесс) должны были гарантировать действующему президенту большой перевес в первом туре над всеми остальными претендентами.

Действительно, его результат показывает, что мобилизован весь электорат ПиС. Как его расширить во втором туре – пока непонятно. Скорее всего, в штабе Дуды теперь рассчитывают, что избиратели оппозиции не примут участия в голосовании второго тура 12 июля, что обеспечит действующему президенту большой перевес.

У штаба же Тшасковского все намного сложнее: перед кандидатом предстоит задача убедить поляков, что второй президентский срок Дуды чреват не только авторитаризмом, но еще и социально-экономической катастрофой, хотя пока проявления грядущего кризиса почти незаметны.

ПиС считает особенной опасностью появление оппозиции, которая была бы правее правящей партии. Это было заметно еще на парламентских выборах в прошлом году, когда в Сейм прошла небольшая группа политиков "Конфедерации". В результате праймериз, организованных партийными структурами, кандидатом крайне правых стал депутат Кшиштоф Босак. Стоит отметить, что – несмотря на небольшой бюджет – он сумел организовать заметную избирательную кампанию. Четвертое место на выборах (почти 7% голосов) говорит о том, что крайне правые сумели создать свой собственный, лояльный к ним электоральный сегмент. По сравнению с другими "конфедератами" Босак избегал антисистемных заявлений, пытаясь при любой возможности откреститься от подозрений в пророссийских симпатиях, а в последние дни кампании даже заявив о поддержке размещения ядерных сил США на территории Польши.

Лидер правящей польской партии "Закон и справедливость" Ярослав Качиньский (слева) голосует на выборах президента Польши на избирательном участке в Варшаве, 28 июня 2020
© Sputnik / Алексей Витвицкий
Лидер правящей польской партии "Закон и справедливость" Ярослав Качиньский (слева) голосует на выборах президента Польши на избирательном участке в Варшаве, 28 июня 2020

Остальные кандидаты, связанные с националистическими силами, получили совокупно менее 1% голосов. С противоположным оценкам Босака по поводу внешней политики выступал другой кандидат крайне правых, возглавлявший партию "Конгресс новых правых", экс-депутат Европарламента Станислав Жультек. Его кампания была почти незаметной в силу отсутствия штаба и структур, ему удалось привлечь внимание СМИ всего несколько раз благодаря довольно резким заявлениям, в том числе по поводу отмены подоходных налогов и полного запрета абортов.

Марек Якубяк, экс-депутат, приближенный к ПиС, с самого начала был техническим кандидатом правящей партии, которая активно занималась сбором подписей в его поддержку. Особенной программы у него не было, кроме того, что он периодически выступал с критикой оппозиции. Его участие в выборах планировалось в случае, если бы остальные кандидаты решили бойкотировать избирательный процесс. После исчезновения такого риска Якубяк и его кампания стали больше не нужными.

Техническим кандидатом многие считали также бывшего евродепутата от ПиС Мирослава Пиотровского, который пытался получить поддержку консервативных и католических избирателей. Павел Танайно, независимый кандидат и предприниматель надеялся, что волна критики правительства со стороны малого и среднего бизнеса поможет ему получить политические дивиденды. Он лично организовывал и участвовал в несанкционированных мероприятиях, но особенной узнаваемости так и не получил.

Среди центристов третье место в соцопросах на протяжении последних недель кампании удалось удержать Шимону Холовни. Бывший журналист, умеренный консерватор пользовался поддержкой части бизнеса: его предвыборная кампания действительно впечатлила уровнем расходов и профессионального пиара.

Результат – почти 14% голосов – вполне удовлетворительный: не имея организационный структур, не являясь профессиональным политиком, Холовня занял третье место среди всех кандидатов. От его поддержки зависит ход события перед вторым туром голосования. Перед ним открылась возможность создания новой, собственной политической силы.

Также лидер "Польской народной партии" Владислав Косиняк-Камыш надеялся на третье место. Раньше говорилось даже о том, что он мог бы стать кандидатом всех оппозиционных кругов, но все изменилось, когда Тшасковский стал кандидатом ГК. Многие обращали внимание, что кандидат аграрного движения высказывался за более умеренную внешнюю политику, указывал в том числе на необходимость диалога с Россией. Однако большие планы закончились полным провалом – за Косиняка-Камыша проголосовало 2,5% избирателей. Теперь под вопросом внутрипартийная позиция молодого политика и его дальнейшая карьера.

Парламентские левые решили предложить кандидатуру лидера партии "Весна", евродепутата Роберта Бедрона, который в Польше не избираемый, в первую очередь в связи со своей нетрадиционной сексуальной ориентацией. Также программа кандидата не содержала никаких привлекательных социальных лозунгов, так что многие удивлялись, почему левые не нашли другого, более надежного кандидата. Неудивительно, что – несмотря на средства, использованные в предвыборной кампании – Бедрона поддержали всего 2% избиратели, а многие сторонники левых уже в первом туре предпочли поддержать Тшасковского.

Кандидат в президенты Польши от объединенных "левых" Роберт Бедрон голосует на выборах президента Польши на избирательном участке в Варшаве, 28 июня 2020
© Sputnik / Алексей Витвицкий
Кандидат в президенты Польши от объединенных "левых" Роберт Бедрон голосует на выборах президента Польши на избирательном участке в Варшаве, 28 июня 2020

У левого сегмента электората оставался еще вариант проголосовать за Вальдемара Витковского, председателя не представленной в парламенте партии "Союз труда". Данный кандидат, кстати, был зарегистрирован ЦИК в последний момент. Его программа напоминала лозунги классических социал-демократов. Например, он высказывался в пользу признания Крыма российским и вывода военных баз США из Польши. Отсутствие узнаваемости и кампании стало причиной минимального результата на уровне 0,3% голосов.

Результат второго тура выборов, который состоится 12 июля, непредсказуемый. Все зависит от продолжения избирательной кампании, которая, скорее всего, будет намного более эмоциональной, чем во время прежних выборах президента. Больше шансов у действующего главы государства; можно предположить, что будет задействован весь административный ресурс партии власти. У мэра Варшавы такого ресурса нет, поэтому ему будет гораздо сложнее.

Оба кандидата будут стремиться расширить свою электоральную базу, убеждая в первую очередь сторонников Холовни и Босака.

Про профиль их избирателей мы много не знаем. Сторонники Холовни, скорее всего, будут готовы поддержать Тшасковского, если только кандидат ГК не будет делать слишком прогрессивных, неприемлемых с точки зрения их консервативных убеждений, заявлений.

Сторонники крайне правых в основном находятся в группе молодых избирателей; стоит предположить, что большая часть этой группы останется дома, так как они являются протестным электоратом. Поэтому уже вечером после выборов Дуда начал апеллировать к "конфедератам", забывая о том, что на протяжении последних лет его политическая среда пыталась сделать все, чтобы крайне правых представить в качестве чуть ли не агентов влияния России.

Пока "Конфедерация" заявила, что не намерена поддерживать ни одного из оставшихся кандидатов. В ближайшие дни все может измениться. Шанс на перемены курса польской политики сохраняется, хотя он относительно небольшой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме