Хроники отказа от газа из РФ: кто в ЕС "сдал назад", а кто – пошел до конца

Стенд с логотипом компании "Газпром"
РИА Новости

Илья Круглей

Прошло почти три месяца с момента, когда ЕС пообещал всем, что найдет альтернативу газу из РФ и ни за что не станет платить за него. За это время у руководства многих стран отшибло память, а те, кто остался верен обещаниям, все еще лихорадочно ищут план "Б".

После того как Российская Федерация начала спецоперацию на Украине, главы большинства государств Евросоюза в едином русофобском порыве заявили, что откажутся от углеводородов из РФ. Когда Москва предложила новую схему оплаты за "голубое топливо", европейские политики категорично говорили, что никогда на это не пойдут.

Прошло почти 3 месяца, страсти улеглись, а на смену им пришло четкое понимание, что энергокризис никуда не ушел. Подземные хранилища газа (ПХГ) все также надо быстро заполнять (иначе предстоящая зима будет еще веселее по ценам за газ, чем прошлая). Новых поставщиков углеводородов, способных в полном объеме заменить импорт газа из России, Европа так и не нашла.

При этом ряд стран ЕС, включая Германию, удивительным образом сочетая русофобию и желание бороться с дефицитом энергоносителей, согласились на схему оплаты за газ, которую ранее предложила Москва.

Будет ли этот процесс продолжаться дальше и кто в ЕС в итоге уже "сдает назад"?

Вы слишком часто меняете свое мнение

Число европейских компаний, согласных платить по схеме Москвы, к концу мая значительно увеличилось. Напомним, Россия предложила недружественным для нее странам перейти на оплату за газ по принципу: перевод евро или долларов на счет "Газпромбанка", который конвертирует эти средства в рубли на Мосбирже, после чего деньги поступают на счет российской компании.

По сути, Москва обезопасила себя от произвола Запада, который уже впору называть "диким", а не демократичным. Раньше Европейские страны и США могли попросту заблокировать счета российских компаний в своих банках (куда и шла оплата за газ), оправдывая это новыми санкциями. Теперь же деньги от продажи на газ идут сразу в РФ. Сделка вполне честная: мы вам товар, вы нам – деньги. В Евросоюзе в начале весны возмутились такой "несправедливостью", однако со временем многим пришлось передумать.

Сегодня по схеме, предложенной Москвой, согласились платить: австрийская OMV, итальянская ENI, немецкие Uniper, E.ON, EnBW, RWE, а также ряд компаний из Франции, Греции, Словакии и Венгрии. В середине весны даже в латвийской Latvijas Gāze сообщили на своем официальном сайте, что не видят проблем в оплате по такому принципу. Об этом говорилось на странице в соцсети Минэнерго балтийской страны. Правда, эти сообщения на сайтах довольно быстро потом удалили, впрочем, не опровергая факт такой оплаты.

Чтобы был лучше понятен масштаб принятия решений:

  • ENI – это крупнейшая нефтегазовая компания в Италии;
  • E.ON – самый крупный поставщик энергии в Германии;
  • Uniper, EnBW и RWE – тоже гиганты в отрасли энергетики ФРГ, которые по своим размерам, капитализации и объему поставок для потребителей в стране идут сразу после E.ON;
  • OMV – австрийская компания, которая считается не только крупнейшей в стране, но и во всей Центральной Европе.

Раз уж такие гиганты сказали "да", можно смело говорить о том, что Европа в своем большинстве пошла в конфликте с Россией на попятную.

В 2021 году ЕС (по данным Международного энергетического агентства) импортировал 155 млрд кубометров газа из России, что составляет около 45% импорта газа Евросоюза и около 40% его общего потребления.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер отметил, что в 2021 году российский холдинг экспортировал 185,1 млрд кубометров газа в страны дальнего зарубежья.

Если взять страны, где работают европейские компании, которые сейчас согласились оплачивать поставки по схеме, предложенной Москвой, то на них приходится почти 100 млрд кубометров экспорта газа в год из РФ. Еще 50 млрд кубометров покупается государствами, которые Москва не считает недружественными, а значит они могут платить также, как и раньше.

Доля тех стран, которые отказались на сегодняшний день от схемы оплаты, – около 28 млрд кубометров. Речь идет о Финляндии, Болгарии и Польше. Руководство этих стран решило, что Москва блефует, и отказалось от предложенной ей схемы. Итог – после принятия таких решений поставки прекратились.

Кстати, под вопросом стоят и закупки газа Нидерландами, правительство которого запретило в начале апреля своим компаниям использовать новый механизм платежей. Амстердам, увидев наглядные примеры Болгарии, Польши и Финляндии, вдруг попросил у Еврокомиссии (ЕК) дополнительные разъяснения о том, как можно и как нельзя платить за газ в Европе. Сама ЕК, кстати, уже официально разрешила использовать схему, предложенную "Газпромом".

Очевидно, что Нидерландам и так все прекрасно понятно, а дополнительные разъяснения от Брюсселя ему нужны как повод, чтобы потом якобы "все-таки разобравшись в сложных деталях", согласиться на условия России, но не "потерять лицо".

Еще один хороший пример смены мировоззрения – заявления и действия немецких политиков. Когда немецкая RWE открыла счет в "Газпромбанке", а ЕК разрешила такие сделки на официальном уровне, министр экономики Германии Роберт Хабек (да-да, тот самый министр, говоривший в марте, что Германия ни за что не станет платить по схеме Москвы) выразил оптимизм, заявив, что "такой способ оплаты не вызовет никаких проблем".

В последнем он прав. Есть деньги – есть товар. Проблем никаких. Разве что потеря авторитета правительства ФРГ, причем как на международном уровне, так и среди простых жителей Германии.

Три месяца поисков альтернатив российскому газу

С новыми поставщиками "голубого топлива" у Евросоюза этой весной тоже все плохо. Главы европейских государств после громких заявлений в стиле "да у нас море других вариантов" последние три месяца лихорадочно запрашивают у ведущих мировых экспортеров газа увеличение поставок углеводородов. Серьезных результатов и конкретики – почти ноль.

К примеру, министр по экологической модернизации и трансформации Италии Роберто Чинголани посетил Египет, Алжир и Конго в надежде договориться о новых контрактах. При этом чиновник уверял СМИ, что Рим сможет компенсировать 29 млрд газа в год из России за счет увеличения импорта СПГ из африканских стран.

Вроде, план неплохой. Объем ежегодного экспорта СПГ у Египта – почти 10,3 млрд кубометров, Алжира – 20 млрд. Выходит, даже без учета поставок из Конго у Италии вроде как есть альтернатива "российской трубе". Но есть одна "маленькая" загвоздка. Рим, теоретически, мог бы купить эти объемы сжиженного газа (кстати, еще вопрос, хватит ли мощностей действующих в Италии терминалов). Однако африканским странам в таком случае придется разрывать ради Рима действующие контракты с другими покупателями.

Это, кстати, серьезный ущерб по репутации. Из-за него мировые трейдеры (занимающиеся доставкой СПГ и фрахтом судов) станут в будущем за свои услуги брать с этих африканских стран гораздо больше (наценка за риск сделки). Готова ли Италия заплатить так много, чтобы Египет, Конго и Алжир рискнули своей репутацией на рынке СПГ? Ответа нет, впрочем, как и сообщений от Роберто Чинголани о том, сколько именно Рим в итоге получит СПГ от африканских стран и перекроет ли это де-факто поставки из РФ.

Впрочем, одно соглашение Италия все же подписала. Нефтегазовая компания Eni заключила с алжирской Sonatrach меморандум о взаимопонимании, согласно которому корпорации займутся увеличением добычи газа в Алжире. Также в документе сказано о "помощи ENI в вопросах развития декарбонизации при помощи "зеленого" водорода". Объемы добычи на территориях, которые указаны в соглашении, ожидаются в размере около 3 млрд кубометров газа.

Однако важно понимать, что это не контракт на поставку углеводородов. Это просто меморандум, который де-юре ни одну сторон ни к чему не обязывает. Документ регламентирует только "оценку газового потенциала и возможность ускорения разработки месторождений", а не является контрактом на поставку "голубого топлива".

Еще один пример "победы" – визит в марте вице-премьера и министра экономики Германии Роберта Хабека в Катар, который считается одним из ведущих мировых экспортеров СПГ. Как написали тогда в Die Welt, немецкий политик (вместе с присутствующими на встрече представителями RWE, E.ON и Uniper) договорился с эмиром ближневосточной страны о долгосрочном энергетическом партнерстве.

Правда, не было сказано никакой конкретной информации о новых долгосрочных контрактах (если они вообще есть, учитывая, что Катар большую часть экспорта уже отправляет по заключенным ранее с другими странами контрактам). Забыл, видимо, Хабек сказать и о том, какой же объем СПГ Доха гарантировано будет поставлять Германии.

В самом Катаре, кстати, пообещали продавать сжиженный газ в ФРГ… с 2024 года. Причем продавать будут не свой СПГ, а американский. Как заявил шейх Мухаммед бен Абдулрахман Аль Тани, поставки будут осуществляться с завода по регазификации Golden Pass в Техасе, 70% активов которого принадлежат Qatar Energy. О цене такой альтернативы российскому газу для Германии, разумеется, никто даже слова не сказал. Неловко, видимо.

Еще одна "вишенка на торте" – в Германии нет ни одного действующего СПГ-терминала, способного эти поставки принимать. В Минэнерго ФРГ официально заявили, что ускорят постройку двух объектов, один из которых (в Вильгельмсхафене) при рекордных темпах будет создан и запущен в 2025 году. Чем до этого времени экономика европейской страны будет "питаться", если откажется от поставок из РФ? Об этом благоразумно умалчивают.

Этой весной Евросоюз получил обещание от главы США о дополнительных поставках СПГ в размере 15 млрд кубометров в 2022 году. Впрочем, вообще непонятно, как Джо Байден это обещание выполнит, учитывая, что Вашингтон законодательно не может указывать трейдерам, продающим СПГ из Америки, куда они обязаны направлять танкеры. Кстати, официальных контрактов по этим 15 млрд из США никто ни с кем не подписывал.

Другие альтернативы российскому газу еще более эфемерны. Норвегия впервые за последние годы смогла похвастаться новым месторождением и серьезным для нее увеличением экспорта (потенциал роста – около 1,4 млрд кубометров в год), но для Евросоюза это капля в море. Алжир мог бы нарастить поставки в ЕС, но один из газопроводов (через Марокко) остановлен, а стране для этого придется срочно наращивать добычу (чего пока что ему не удается). Проекты газопроводов из Туркмении (по дну Каспийского моря и далее на запад) или из Нигерии (прокладка трубы через почти пол Африки) – это сегодня вообще пустое сотрясание воздуха, а не реальный план.

Есть еще потенциальный экспорт СПГ из Израиля, который планирует увеличить добычу в ближайшие 2 года до 40 млрд кубометров. Перспектива интересная, но с большим количеством оговорок:

  • захочет ли Евросоюз заключать долгосрочные контракты с Израилем? Если нет, то СПГ попросту будет уходить в Азию, как это было с американским сжиженным газом в 2021 году;
  • даже если Израиль уже завтра начнет добычу и будет отправлять в ЕС по 100 млрд кубометров в год, запасов ближневосточной страны хватит лишь на 5 лет. Более того, такой объем все равно не заменит Европе полностью все поставки из РФ (около 155 млрд кубометров в год);
  • в Минэнерго Израиля говорят о поставках СПГ в ЕС не ранее 2024 года (при идеальном сценарии);
  • у Евросоюза нет действующих мощностей по приему такого объема СПГ, который полностью компенсировал бы российский трубопроводный газ (нужно срочно строить терминалы с общей мощностью по регазификации не менее 60 млн т СПГ в год) около 60 млн т СПГ в год). То есть если Израиль уже сегодня "зальет" рынок ЕС своим СПГ, его физически сложно будет принять;
  • будет ли для Европы приемлемой цена израильского СПГ? Об этом все молчат.

В итоге, за прошедшую весну 2022 года Евросоюз не заключил новых контрактов на поставки газа, чтобы перекрыть ими хотя бы половину от объемов импорта газа ЕС из России. Неудивительно, что многие крупные компании, махнув рукой на политику и русофобию, одна за другой соглашаются на условия Москвы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме