Еврокомиссия 2 февраля приняла документ под названием "Таксономия ЕС", в котором приведены виды экономической деятельности с точки зрения их соответствия требованиям безуглеродной экономики. Согласно документу, газовая и атомная энергетика классифицируется как "зеленая", сообщил ТАСС.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков прокомментировал Baltnews решение Еврокомиссии о приравнивание атомной и газовой энергетики к "зеленой".
"Здесь, видимо, идут огромные лоббистские усилия со стороны Франции, потому что там 70% энергии потребляют за счет атомных станций, то есть это доминирующий источник энергии у них", – считает эксперт.
По его мнению, если бы атомные станции не вошли в зеленые источники, это сильно отобразилось бы на экономике ядерной промышленности:
"Атомные станции никто бы не запретил, не заставил бы закрыть. Здесь речь идет о том, что к источникам, попавшим в перечень зеленых, по-другому начинают относиться инвесторы".
Юшков отметил, что сейчас в Европе активно набирает обороты так называемая таксономика или таксономия. Речь о том, что любые проекты и любые отрасли в промышленности будут оцениваться с точки зрения их климатического эффекта, их углеродного следа. Иными словами – провоцируют ли они выбросы парникового газа или нет, как помогают в энергопереходе.
"Если они не входят в список зеленых энергоотраслей, тогда банки или вообще не выдают им кредит, либо делают это под повышенный процент", – сказал Юшков.
Он добавил, что если проект относится к "зеленому списку", то он получает, наоборот, субсидирование в плане кредитования, то есть кредит под низкий процент, что помогает активнее развиваться.
Кроме того, если бы не было энергетического кризиса 2021 года, который и сейчас продолжается, все-таки шансов на попадание в этот список и у газа, и у атомной энергетики было бы меньше, отметил эксперт.
"Европейцы увидели то, о чем их, в общем-то, давно предупреждали – а что будет, если ветер не будет дуть, а солнце не будет светить?" – добавил энергетик.
В 2021 году ветряная энергетика сильно просела. И, по мнению аналитика, она выработала значительно меньше энергии, чем предполагалось, и теперь европейцы, наконец, столкнулись с проблемой резервирования.
"Оказалось, что найти замену сложно, если не закладывать резервные мощности. Они попытались на газ перейти, а газа тоже мало. Еще и совпало с тем, что Китай активно увеличивает потребление и скупает весь газ. И в итоге в Европе пришли к старому доброму углю, потребление которого существенно выросло в 2021 году и в Европе, и в Азии", – заявил Юшков.
Европейские государства решили пойти по мягкому сценарию. Однако климатологи сейчас могут опротестовать это решение, поэтому еще под вопросом, останется атом и газ в зеленом списке или нет, заключил эксперт.
Аналитик напомнил, что ранее было подписано соглашение "Зеленый пакт для Европы" 2019 года, где была установлена цель полной декарбонизации Европы, то есть полного отказа от любых ископаемых источников энергии к 2050 году. Сейчас мы видим, как терминология смягчается в пользу углеродной нейтральности.