ПХГ стремительно пустеют: Европа готовится к новым топливным убыткам

Газовые хранилища

Любовь Безродная

Подземные хранилища газа в Европе опустели уже на 85%, что только усилит энергокризис, ведь чем меньше можно выбирать из ПХГ, тем больше придется закупать "голубого топлива" по рыночным ценам, которые до сих пор находятся на рекордных отметках.

Энергетический кризис в Европе в полной мере начался в конце лета 2021 года, когда ценник газа на спотовых рынках резко подскочил. Однако даже в феврале 2022 года ситуация не улучшилась. Конечно, по данным лондонской биржи ICE, 7 февраля цена мартовского фьючерса упала до $917 за тысячу кубометров (для сравнения: в докризисные годы стоимость колебалась от $150 до $250).

Но это снижение стоимости в феврале 2022-го на 6% не может ощутимо повлиять на энергокризис и не сделает газ для стран Европы более доступным.

Запасы "голубого топлива" в ЕС сокращаются, оставляя подземные хранилища газа (ПХГ) практически пустыми. Согласно данным французского оператора газопровода GRTgaz, на 1 февраля запасы в стране составляют всего 34% от емкости ПХГ. При этом средний показатель за пять лет на начало февраля – 42%.

Запасы Франции в 2022 году находятся на самом низком сезонном уровне в 2018 года. Но четыре года назад цены на споте были приемлемыми, и докупить недостающие объемы было не так проблематично как сегодня. В текущем году запасы могут истощиться до наступления весны и конца отопительного сезона. В этом случае, как считают представители GRTgaz, страну ждет катастрофа.

Похожая ситуация, при которой энергетическая катастрофа кажется почти неизбежной, наблюдается не только во Франции, но и в ряде других европейских государств.

Газ будет, но не дешевый

Для начала стоит объяснить, почему опустошение подземных хранилищ газа может привести к катастрофе или, как минимум, к серьезным энергетическим и экономическим проблемам. В высокий сезон, когда цена на "голубое топливо" традиционно дороже, именно из ПХГ берут газ для сжигания.

По сути, покупать энергоноситель на рынке и сразу же сжигать можно, но так поступают только в том случае, если стоимость достаточно низкая. Но сегодня цены продолжают находиться на очень высокой отметке. Начиная с конца лета 2021 года, газ стоит не меньше $500 за тысячу кубометров.

Аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, что несмотря на пустеющие ПХГ, никто заполнить их сейчас не сможет:

"На данный момент в Европе идет выборка из подземных хранилищ газа. Пополнять ПГХ при таких условиях сложно. Причем чем меньше газа остается в таких хранилищах, тем меньше ежесуточно можно его оттуда доставать. Странам ЕС приходится восполнять дефицит за счет импорта. У этих государств банально нет лишнего газа, чтобы его еще и закачивать в ПХГ – все уходит на текущее потребление".

"Цены на рынке сейчас высокие, а значит, бессмысленно закачивать "голубое топливо" в хранилища. По сути, пустеющие ПХГ не означают, что европейцы замерзнут. Им нужно больше импортировать, в том числе и из России. Возможность для этого есть. Сейчас почти восстановилась прокачка газа через Украину, если дальше импорт будет нарастать, то полностью возобновится прокачка через "Ямал-Европа". Проблема не в поставках, а в цене на этот газ и в уровне спроса", – рассказал эксперт в беседе с Baltnews.

Страны ЕС не будут закачивать газ в подземные хранилища до окончания отопительного сезона. Традиционно заполнение ПГХ идет летом, когда потребление и цены ниже. Но в последние годы в Европе все чаще возникает летний пик потребления газа, из-за чего стоимость остается на достаточно высоком уровне даже в это период года.

"Дефицит предложения в Европе есть. Но страны ЕС потребляют не так много газа, как раньше, просто потому, что не могут купить его по высоким ценам. Закрылись многие предприятия, заводы по производству удобрений, где используется газ в качестве сырья, а часть электростанций переходит на уголь. Европа уже сократила потребление "голубого топлива" настолько, насколько это возможно", – рассказал Игорь Юшков.

"При этом покупать газ по рекордным ценам в ЕС не торопятся, но и покрывать дефицит, заключая новые долгосрочные контракты, тоже никто не спешит. Сегодня европейцы ждут, когда рынок стабилизируется. Высокие цены на спотовых рынках очень плохо влияют на такие сделки, поэтому все будут ждать, когда энергокризис закончится, и только потом начнут принимать какие-то решения", – заключил эксперт.

Запасы не считаны, убытки не меряны

"Газпром" в своем Telegram-канале сообщает, что хранилища газа в Европе по состоянию на начало февраля опустели на 85%. Даже если брать четыре крупнейшие экономики ЕС – Германию, Францию, Нидерланды и Италию – ситуация выглядит очень печально. А ведь они – экономический локомотив всей Европы.

По сути, чем меньше остается запасов в ПХГ, тем больше европейским странам нужно импортировать газа для удовлетворения внутреннего спроса. Но откуда государства ЕС будут брать пусть и дорогой, но все еще очень необходимый газ?

Например, в Нидерландах, как сообщает Газпром со ссылкой на Gas Infrastructure Europeв ПГХ осталось 27,49% газа. Более того, в этой стране планируют закрыть внутреннюю добычу на месторождении Гронинген из-за учащающихся землетрясений.

Причем, по планам правительства, окончательное закрытие должно было состояться в середине 2022 года. Однако согласно данным издания Natural Gas World, власти Нидерландов заявили 6 января, что ожидают увеличения квоты на добычу для гигантского месторождения Гронинген в этом году. Впрочем, это все равно не поможет восполнить недостаток газа.

Италия обеспечена газом лучше остальных. На данный момент подземные хранилища заполнены на 50,9%. Также у этой страны есть возможность поставок газа по трубопроводу из Ливии. Но нарастить объемы вряд ли получится, поскольку в этой стране продолжается гражданская война. Италии нужно надеяться скорее на сохранение текущих поставок, а не на их увеличение.

Во Францию в ПХГ осталось 37,4%. В эту страну ранее поступал газ по трубопроводу "Магриб – Европа". Напомним, эта магистраль начинается в Алжире, проходит по территории Марокко, а затем попадает в Испанию.

Однако проблема в том, что, во-первых, все больше газа Алжир направляет на внутренний рынок, а во-вторых, из-за территориальных споров с Марокко, один из двух трубопроводов, протянутый в Испанию, был остановлен. Конечно, во Франции ситуация немного лучше из-за атомной генерации. Но газ все равно остается устоявшейся частью экономики, причем не только в энергетическом секторе. Он необходим не только для электрификации, но и для производства в целом ряде отраслей, включая нефтехимическую, строительную и так далее.

В Германии, как отметил генеральный директор INES (объединение ПХГ ФРГ) Себастьян Блешке, хранилища заполнены на 42%. При этом дополнительные объемы прокачки газа эта страна может получить через российские газопроводы. Но проблема в том, что мощности "Северного потока–1" ограничены на 50% Европейским судом. "Северный поток–2" все еще проходит процедуру сертификации.

Конечно, трубопроводы – не единственный возможный источник поставок газа в Европу. Есть еще и СПГ, о чем не устают напоминать в США. Но сжиженный газ, в отличие от трубопроводного, идет туда, где больше платят. Если Европа хочет получить СПГ, то придется выставлять цену больше, чем в Азии, а там сжиженный газ, как показал опыт 2021-го, довольно часто стоит более $1000 за тысячу кубометров.

ВИЭ не спасет Европу

Большую часть 2021 года цены на газ для Европы были рекордно высокими. Причем такая тенденция, скорее всего, сохранится минимум в первом квартале 2022 года. В таких условиях, когда использовать "голубое топливо" невыгодно, а цена на квоты за выбросы CO2 растет с октября 2021 года (свыше €70 за тонну), развивать возобновляемые источники энергии кажется самым логичным решением. Это вписывается и в политическую повестку, которую активно продвигает Еврокомиссия.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев рассказал в беседе с Baltnews, что Европа уже согласилась платить по высоким ценам за газ, несмотря на бушующий энергокризис, рост инфляции, разорение энергокомпаний и увеличение тарифов:

"Европейцы вполне могли инициировать быструю сертификацию "Северного потока–2", но принятие проекта только затягивается новым правительством Германии при активной поддержке США. Страны Европейского Союза могли бы осуществлять заявки на поставки от "Газпрома" природного газа по имеющимся маршрутам (Ямал-Европа или через украинскую ГТС), но этого тоже не происходит – "Газпром" из-за этого постоянно не бронирует новые мощности".

"Европа пошла на принцип: переживем период высоких цен на газ, лишь бы не давать право преимущества российскому сырью, которое намного дешевле текущих спотовых цен. Этим успешно пользуются американские компании, постоянно увеличивая поставки СПГ в ЕС", – отметил эксперт.

Политика перехода к нулевым выбросам при этом неизменна, судя по высказываниям разных политиков. ЕС будет увеличивать инвестиции в ВИЭ, наращивать мощности, хотя это длительный и дорогостоящий процесс.

Кроме того, наверняка в ЕС понимают, что рост цен на газ осенью 2021 года – это еще результат резкого роста потребления в Китае, куда и пошли танкеры с СПГ (КНР на фоне восстановления экономики частично стимулировала процесс роста цен на сырье в 2021 году).

Весной, когда в ЕС потребность в газе снизится, у европейцев появится больше возможностей для маневрирования в переговорах с Россией по "Северному потоку–2" и мы увидим очередные попытки введения санкций под угрозой запрета на эксплуатацию трубопровода.

"Одновременно с этим появятся возможности для того, чтобы в ЕС заговорили о необходимости развития ВИЭ – начнется сезон ветров, когда ветростанции будут вырабатывать достаточно энергии для потребностей части клиентов. Политика по достижению нулевых выбросов в Европе однозначно продолжится, а вместе с ней усилится давление на российские проекты и сотрудничество нашей страны с ЕС в области поставки ресурсов и энергетики", – заключил Артем Деев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме