Энергетический кризис, который начался в 2021 году, угрожает срывом отопительного сезона многим странам Европы.
Хаотичный переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), который осуществляется якобы для спасения планеты, не принес странам ЕС ничего, кроме убытков. Нестабильная работа солнечных батарей и ветряных генераторов вынудила государства Евросоюза закупать уголь и газ, цена на которые с начала осени демонстрирует исторические рекорды.
Уже стало понятно, что отопительный сезон 2021–2022 года будет для Европы очень тяжелым. Даже в Германии крупнейший энергетический концерн E.ON отказался заключать договора с конечными потребителями на поставки газа из-за роста цен, а электростанция Bergkamen-A приостановила свою работу из-за нехватки угля.
В странах с более слабой экономикой ситуация еще более удручающая. Литва и Польша начали закупать древесные пеллеты у Белоруссии для растопки, а Эстония расконсервировала все мощности электростанций в Нарве, хотя еще недавно власти этой страны заявляли, что к 2030 году полностью откажутся от сжигания горючих сланцев.
Впрочем, проблемы с отопительным сезоном наблюдались еще до энергетического кризиса. Согласно данным Eurostat, в 2020 году, когда спрос на электричество и отопление был серьезно снижен на фоне пандемии и локдаунов, 8% населения стран ЕС не могли в достаточной степени отапливать свои дома.
Причем Литва находится в самом начале этого печального рейтинга – в балтийской стране обогреть свои дома не могли 23% жителей страны.
Эффектный способ замаскировать проблему
Результаты исследования, проведенного специалистами Eurostat, показывают, что самые серьезные проблемы с теплоснабжением наблюдаются в Болгарии. В 2020 году 27% жителей этой страны не могли поддерживать достаточную температуру в своем доме.
На втором месте Литва с показателем 23%. Замыкает тройку лидеров в этом антирейтинге Кипр (21%). Четвертое и пятое место занимают Португалия и Греция (по 17%).
Примечательно, что в этом списке только Литва относится к северным странам. Конечно, в Болгарии климат тоже континентальный, но все же зимы здесь не настолько холодные, как в балтийском государстве. Греция, Кипр и Португалия и вовсе имеют мягкий климат, при котором недостаточное отопление домов хоть и грозит рядом неудобств, но все же не угрожает жизни.
В Литве ситуация кардинально отличается. Если жители не будут в достаточной мере отапливать дома, то рискуют, как минимум, заработать серьезные проблемы со здоровьем. Но почти четверть просто не в состоянии поддерживать необходимый уровень температуры. Причина проста – слишком высокие тарифы.
Стоимость услуг ЖКХ в Литве повышалась и без влияния энергокризиса. Например, утверждая цены на энергоресурсы для бытовых потребителей на 2020 год, Государственная служба регулирования энергетики Литвы анонсировала рост цен на электричество в среднем на 15%. При этом стоимость газа в тот период пообещали даже уменьшить на 17–22%.
Однако после того как на спотовых рынках Европы рекордно возросли цены на "голубое топливо", тарифы в Литве начали повышаться еще сильнее. Как сообщает государственный энергетический холдинг Ignitis, с июля 2021 года в балтийской стране для большинства потребителей стоимость электроэнергии увеличилась на 8%, а газ для домашних хозяйств – на 36,8%.
Вслед за ценами на электричество и газ увеличивается стоимость оплаты и за отопление. В сентябре 2021 года государственный совет Литвы по регулированию в сфере энергетики анонсировал подорожание в новом сезоне сразу на 30%. В некоторых городах прирост может быть и больше. Например, в Вильнюсе ожидается повышение тарифов за отопление сразу на 60%.
Литовский политолог Вадим Воловой отметил, что основные ресурсы, которые используют для централизованного отопления в балтийской стране, – это газ и биотопливо. Там, где доминирует газ, например, в Вильнюсе, цены будут расти быстрее.
По словам политолога, в стране уже существует такое понятие, как энергетическая бедность. С учетом роста цен люди вынуждены экономить на отоплении. Кто-то включает его чуть позже положенного, кто-то копит деньги, чтобы оплатить долги.
"В этой ситуации у правительства Литвы есть два выхода. Можно либо решать проблемы комплексно, либо искать способы немного амортизировать рост цен различными политическими решениями. Первый вариант включает в себя заключение прямых договоров с поставщиками. Например, долгосрочные контракты с "Газпромом", – рассказал Вадим Воловой.
Но внешнеэнергетическая политика Литвы, утверждает эксперт, направлена на диверсификацию и снижение потребления именно российского газа. Поэтому правительство ищет другие пути, которые могут предотвратить шоковый рост цен и сделать его более мягким.
Одним из таких решений является рассрочка на оплату отопления для литовцев. Конечно, это не решит проблему, но поможет хоть немного замаскировать ее и избежать "коммунальных бунтов".
Литва пожинает последствия энергетического шторма ЕС
Рост тарифов в балтийской стране вызван общеевропейским энергокризисом. Политика диверсификации, которая должна была сделать Литву независимой от российского газа, в итоге привязала страну к колебаниям на рынках Европы.
При этом, как рассказал в беседе с Baltnews замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, регуляторов контроля цен у Европы нет.
"Это рынок газа почти классического типа. Для него не созданы инструменты искусственного или естественного воздействия. Например, на рынке нефти есть два регулятора – это ОПЕК+, который искусственно ограничивает или увеличивает добычу, а также сланцевая добыча нефти в США, которая очень быстро реагирует на изменение цен, тем самым тоже определяя конъюнктуру на рынке энергоносителей", – отметил эксперт.
"На рынке газа ничего подобного нет. Тот же американский СПГ не играет серьезной роли, а форум транспортеров газа, на который часто примеряют роль "газового ОПЕК", таковым не является. Это сугубо совещательный форум, который ни на что не влияет, по крайней мере, в настоящее время", – заявил Алексей Белогорьев.
Алексей Белогорьев отметил, что цены зависят напрямую от спроса и предложения. Причем на стоимость газа в Европе очень сильно влияет ценообразование энергоносителей в Азии.
Во многом европейские цены – это отраженный свет азиатских котировок. Впрочем, Европа тоже влияет на динамику цен в этом регионе – либо она создает дополнительный спрос на СПГ на мировом рынке, либо снижает. Сейчас идет как раз снижение, из-за которого в течение большей части 2021 года азиатские импортеры были вынуждены предлагать все более высокие цены.
"Никаких механизмов воздействия нет. Все определяется спросом и предложением. Впрочем, динамика спотовых цен и фьючерсов также очень зависят от приливов спекулятивного капитала. В целом в Европе ситуация лучше не станет, поскольку на рынке наблюдается умеренный дефицит. Он сохранится, по меньшей мере, до января 2022 года", – резюмировал Алексей Белогорьев.
В итоге наднациональные структуры ЕС не могут повлиять на стоимость газа в Европы, поскольку это свободный рынок, а Литве остается пожинать плоды диверсификации. Вместо того чтобы сделать страну более независимой от поставок углеводородов определенного типа, такая политика привела к энергодефициту.
Долгосрочные контракты с "Газпромом" не может заменить даже СПГ-терминал в Клайпеде. И дело не только в том, что сжиженный газ традиционно стоит дороже трубопроводного. И даже не в том, что за аренду терминала приходится платить Норвегии примерно по €60 млн в год, что тоже влияет на конечную стоимость газа.
Именно отсутствие долгосрочных контрактов привлекло к тому, что в период энергокризиса Литва вынуждена рекордно поднимать цены.
Приверженность руководства балтийской страны климатической повестке, а также устойчивое желание отказываться от российских углеводородов позволяет политикам Литвы доказывать свою лояльность Еврокомиссии с ее "зеленой сделкой" и нападками на "Газпром".
Вот только расплачиваться за все эти "игры Греты Тунберг" приходится рядовым потребителям Прибалтики и бизнесу, причем как крупному, так и малому.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.