"Зеленая миля" литовской нефтепереработки: власти упустили шанс снизить цены на топливо

Мобильная буровая установка
© Sputnik / Максим Богодвид

Любовь Безродная

У Литвы множество проблем в экономике, поэтому стабильность топливного рынка актуальна для нее как никогда. Однако власти страны, похоже, решили не пользоваться случаем, развивая нефтедобычу, предпочитая жалкие дотации для убыточной "зеленой энергетики".

Забота об экологии превращается для стран Балтии в новую "идею фикс", ради которой Литва, Латвия и Эстония готовы пожертвовать собственной экономикой. Литва закрыла Игналинскую АЭС по требованию Евросоюза, поскольку эти энергоблоки были якобы небезопасны.

После этого рост цен на электричество в стране стал привычным делом, а сегодня, когда Старый свет накрыл энергокризис, ситуация стала еще хуже.

Но власти Литвы, видимо, это не пугает. Они намерено отсекают возможность в будущем сделать продукцию нефтепереработки (бензин и дизель) в стране более дешевой.

Литовско-датская компания Minijos nafta пыталась добиться разрешения (без проведения конкурса) на добычу нефти в поселке Кинтай (в Шилутском районе). Но Министерство окружающей среды Литвы отклонило эту просьбу.

"Добыча нефти рядом с охранными территориями создает больше риска, чем потенциальной выгоды государству", – заявил министр окружающей среды Симонас Гентвилас. По сути, ради "зеленого курса" Литва отказывается от нефтедобычи. А ведь в перспективе это могло бы положительно сказаться на ценообразовании топлива для простых граждан страны.

Нам развитие не нужно

Энергетический кризис заставляет страны Европы искать все новые пути выхода из ситуации. В Германии уже никто не обращает внимания на "зеленую повестку", используя угольные электростанции. Если они и закрываются, то не из-за вреда для экологии, а по другой причине – полезных ископаемых не хватает.

В Эстонии расконсервировали энергоблок по сжиганию горючих сланцев в Нарве. Литва и Польша закупают у Белоруссии деревянные пеллеты, пытаясь обеспечить себя альтернативным топливом в зимний период.

Глобальный энергодефицит затронул все виды углеводородов. Нефть рекордно выросла в цене. Стоимость марки WTI превысила $85 за баррель впервые с октября 2014 года. Вслед за стоимостью "черного золота" поднялись в цене все нефтепродукты. Страны с адекватным руководством пытаются минимизировать ущерб и адаптироваться к ситуации.

Например, российское правительство активно взаимодействует с нефтяными компаниями для того, чтобы не допускать дефицита на рынке.

Вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что бензин на заправках был бы на десять рублей дороже, если бы не работал демпфер – специальный механизм, регулирующий стоимость топлива и налоги для компаний из нефтяной отрасли.

Однако не все ведут взвешенную и продуманную политику. Литва добровольно блокирует собственную добычу и лишает себя возможности удешевить переработку нефти. Сначала такой курс поддерживался ради русофобии и попыток отказаться от российских углеводородов. Сегодня на ситуацию влияет еще и "зеленая повестка".

Литовско-датская компания Minijos nafta так и не получила разрешение на добычу нефти в поселке Кинтай. Причем заблокировало такую просьбу именно Министерство окружающих среды Литвы.

"Добыча нефти – исчезающий сектор, поэтому, идя по "зеленому курсу", мы должны направлять все силы на развитие возобновляемой энергетики", – цитирует "Литовский курьер" члена Сейма Симонаса Гентвиласа.

По сути, власти Литвы не разрешили собственным нефтепереработчикам использовать сырье, которое можно добывать внутри страны. Да, таким образом можно было бы увеличить энергонезависимость страны. Но, видимо, для политических элит балтийского государства важнее соблюдать условия "зеленой сделки" Еврокомиссии, которая требует перестать вкладывать в отрасль, связанную с углеводородами.

Политолог, доцент РГГУ Вадимович Вадим Трухачев рассказал, что это решение не было исключительно литовским. По его словам, вполне возможно, что проблема в самой Дании. Наиболее вероятный сценарий – датские и шведские "зеленые" не хотели открывать добычу на этом месторождении и только поэтому в Литве отклонили запрос Minijos nafta.

"Евросоюз сделал бы так, как решили скандинавские королевства, ведь к ним, в отличие от Литвы, в ЕС прислушиваются. Изначально проблемы возникли в Дании или Швеции. Литва самостоятельно не могла принять такое решение. Балтийская страна в любом случае смотрела на Брюссель через Копенгаген и Стокгольм", – рассказал эксперт.

Для Литвы в этом решении нет никакой выгоды, утверждает Вадим Трухачев, в Евросоюзе пока еще господствует курс на "зеленую" энергетику и отказ от не возобновляемых источников энергии, в том числе от нефти. Несмотря на энергетический кризис, ЕС пока не пересматривает свою политику.

"Причем политику энергоперехода определяют в основном Австрия, Голландия, Швеция и в какой-то степени Дания. Наверняка литовско-датская компания Minijos nafta не получила разрешение, прежде всего, в Копенгагене", – отметил эксперт.

Что теряет Литва?

Разработка месторождения в поселке Кинтай могла бы отчасти улучшить состояние на топливном рынке балтийского государства. Мажейкяй является единственным нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) в странах Балтии.

НПЗ компании ORLEN в Мажейкяй
© AFP 2022 / PETRAS MALUKAS
НПЗ компании ORLEN в Мажейкяй

Он был построен еще в 1980 году, причем специально для переработки именно российской нефти (тяжелого сорта Urals), которую проще и дешевле всего доставлять в этот регион. Ежегодно этот НПЗ может перерабатывать до 10 млн тонн сырой нефти. Однако в 2020 году экспорт России в балтийскую страну нефти и продуктов ее перегонки сократился более чем на $1 млрд.

Учитывая сокращение поставок углеводородов из России, было бы логично компенсировать недостачу собственной нефтью. Можно перенастроить НПЗ на литовское сырье и сделать эту отрасль практически независимой. Однако в Министерстве окружающей среды страны считают подобное решение нецелесообразным.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал в беседе с Baltnews, что пока с рентабельностью по добыче в балтийской стране много неясностей.

"Еще неизвестно, какие объемы могут добывать в Литве. Даже если бы балтийская страна сможет сама себя обеспечить, непонятно, какой будет себестоимость такой нефти. Если она достигнет $100 за баррель, то особого смысла в такой добыче нет. Но большого объема нефти в регионе в любом случае нет. Даже "Лукойл", когда пытался добывать "черное золото" на шельфе Балтики, не добился особых успехов. Возможно, для Литвы действительно проще покупать нефть за рубежом", – отметил эксперт.

Аналитик заявил, что основная проблема балтийской страны – отсутствие долгосрочных контрактов. Если Литва заключит такой договор на поставку "черного золота" определенного сорта, чтобы настроить нефтеперерабатывающий завод и работать только с определенным видом нефти десятилетиями, то отсутствие собственной добычи не будет проблемой.

Однако долгосрочные контракты для балтийской страны – это уже не модно. Особенно, когда польская компания Orlen (владеет активами Мажейкяйского НПЗ) хочет провести модернизацию, цель которой – оборудовать завод так, чтобы он мог работать с нефтью не из России.

Очевидно, что заключать долгосрочные контракты после этого хоть с "Лукойлом", хоть с "Роснефтью" в Литве не захотят. Но тогда балтийская страна столкнется с другими проблемами, которые в итоге ударят по кошельку простых граждан, покупающих бензин и дизель на заправках.

Допустим, нефтеперерабатывающий завод в Литве модернизируют для работы с нефтью из США, заключив с ними долгосрочный контракт. Что делать Мажейкяйскому НПЗ, если ситуация на мировом рынке углеводородов резко изменится (что, кстати, мы и наблюдаем в этом году) и "черное золото" из США сильно вырастет в цене?

В Америке уже была практика, когда из-за скачка стоимости нефти на законодательном уровне запрещали экспорт углеводородов (Конгресс сделал его беспошлинным лишь в 2015 году).

Где тогда брать нефть, под которую модернизирован литовский НПЗ? Закупать у других стран похожие сорта (смешивая их до нужной кондиции), несмотря на цену, чтобы НПЗ не остановил производство топлива? Увы, но тогда стоимость бензина для рядового гражданина балтийской страны будет явно дороже, чем сегодня.

Добыча нефти на территории Литвы могла бы эту проблему частично купировать. Если на ее территории ведется извлечение углеводородов, значит, их ценообразование можно регулировать на законодательном уровне.

Проще говоря, власти смогли бы "сбить" стоимость местной нефти, тем самым делая конечный продукт (бензин) на Мажейкяйском НПЗ не таким дорогим для потребителей. Но "зеленая сделка" для литовских политиков важнее.

Безопасность топливного рынка балтийской страны – это, конечно, полезно для простых жителей страны. Но подобная политика не даст возможность чиновникам заработать.

А вот за счет дотаций от Евросоюза, которые он сегодня хоть и редко, но все же дает Литве для "зеленой энергетики", можно получить сиюминутную прибыль – аккуратно положить часть денег, выделенных на ветряки, себе в карман.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме